Четверг 13 декабря, 17:12
Небольшой Снегопад -1°
Город

Архитектор, имевший власть над пространством

2 августа 13:00 Концертный зал Клуба завода «Каучук», где в 1966 году Эльдар Рязанов снимал фильм «Берегись автомобиля». Участникам экскурсии показывают балкон, на котором сидела мать Юрия Деточкина
Фото: Анна Иванцова
2 августа 13:00 Концертный зал Клуба завода «Каучук», где в 1966 году Эльдар Рязанов снимал фильм «Берегись автомобиля». Участникам экскурсии показывают балкон, на котором сидела мать Юрия Деточкина
Фото: Анна Иванцова
3 августа исполнилось 125 лет со дня рождения знаменитого архитектора Константина Мельникова. В честь этого Музей архитектуры им. Щусева организовал подробнейшую экскурсию, охватывающую все московские шедевры мастера.

Глядя на загадочный круглый дом с ромбовидными окнами в Кривоарбатском переулке, можно понять, почему Мельникова называют русским Гауди. Та же безудержная фантазия, та же вера в собственный замысел, та же настойчивость в воплощении. И та же преданность родному городу. Гауди прославил на весь мир свою Барселону, а Мельников — Москву. Недаром же он едва ли не самый известный на планете русский архитектор.

— А еще у Мельникова было феноменальное чувство пространства, которое и выделило его среди сотен других архитекторов, — рассказывает наш экскурсовод Елизавета Лихачева, заместитель директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. — В его домах очень удобно жить и работать. В них много света, который, кстати, для мастера означал не только визуальное расширение залов, но и небывалую экономию электроэнергии.

Архитектору, выросшему в бедной пролетарской семье, страстно хотелось иметь свое жилье в центре Москвы. И в 1927 году Мельников вложил в строительство все свои гонорары и даже влез в долги, которые отдавал долгие годы. И странная, кажущаяся даже нелепой форма окон на заднем фасаде дома обусловлена банальной экономией денег, а не уникальным мышлением автора.

— Это была стройка, с которой не увезли ни одного кирпича. Все материалы, которые были привезены, пошли в ход, — говорит Елизавета Лихачева.

Экскурсанты обращают внимание на трещины во многих местах.

— Дело в том, что ненужные окна Мельников заложил обломками кирпичей, руководствуясь все той же экономией. На месте исчезнувших окон и появляются эти трещины, — объяснила экскурсовод.

Сейчас дом Мельникова принадлежит Музею архитектуры имени Щусева, который поддерживает в нем порядок. Наследники пытаются заявить свои права на владение имуществом, и регулярные судебные разбирательства не дают возможности выполнить капитальную реставрацию здания.

А вот и другой шедевр Мельникова — клуб завода «Каучук». Тут полным ходом идет реставрация. Узнав, что в культурном объекте расположится очередной банкетный зал, собравшиеся грустно вздохнули, но Елизавета Лихачева поспешила всех успокоить:

— Это не самый худший вариант, — заметила она. — Подобным советским объектам сложно найти применение в нынешнее время. Для театров они слишком малы, а выжигать дощечки после работы сейчас никто не пойдет. Лучше отдать здания бизнесменам, которые приведут их в порядок, нежели оставить на дальнейшее обветшание.

Анна Иванцова
2 августа 13:30 Дом культуры им. И. В. Русакова, где в настоящее время располагается Театр Романа Виктюка. В полной мере оценить масштабы здания можно, только если перейти на другую сторону Стромынки

Завешанные полиэтиленом окна, пыль, запах краски и извести не помешали гостям по достоинству оценить внутренние помещения. Благодаря огромным окнам и обтекаемой форме крыши они также визуально кажутся больше, чем есть на самом деле. Не менее впечатлил и концертный зал. Студенты Университета культуры Елена и Сергей долго не могли поверить, что в столь компактном помещении снимался фильм «Берегись автомобиля». Оказывается, впечатление большого пространства появляется благодаря треугольной форме сцены и отсутствию сидячих мест в партере.

Следующий пункт экскурсии — Дом культуры имени Русакова — первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трех огромных зубцах-выступах. Оценить все величие постройки можно, только перейдя на другую сторону Стромынки. Сам архитектор в своих мемуарах называл клуб «Белым кристаллом».

— Мельников всегда любил выражаться красиво, и его речь отличалась особой витиеватостью, — объяснила экскурсовод.

Судьба этого ДК сложилась счастливее, чем других рабочих клубов, — сейчас в нем разместилась труппа Романа Виктюка. Мне захотелось попасть внутрь через главную лестницу, ведущую с улицы сразу на второй этаж (отличительная деталь работ Мельникова). Но выяснилось, что это невозможно — прямо в этом месте Виктюк оборудовал себе рабочий кабинет, руководствуясь все тем же преимуществом — большим количеством света, визуально расширяющим размеры комнаты.

— Можно не любить авангард, но не принимать гениальные произведения искусства попросту глупо. Творчество Мельникова лишь кажется очень сложным. Если в него погрузиться, то вы найдете логическое объяснение всем его решениям. Его работы заставляют думать, анализировать увиденное. Не нужно забывать, что архитектура — это не колонны, стены или купола. В первую очередь это пространство, с которым Мельников мог сделать все, что хотел.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елизавета Минакова, научный сотрудник музея архитектуры им. Щусева:

- Необычное видение, нестандартный подход к проектированию, созданию чертежей сделало Мельникова знаменитым. Для него всегда была важна работа с объемом, внутренним пространством. Только после этого он задумывался о том, что делать с оболочкой. Его архитектура отличается тем, что, находясь внутри, мы никогда не представим, как выглядит здание снаружи, и наоборот. Мельников интересен тем, что непредсказуем.

СПРАВКА

Константин Степанович Мельников родился 3 августа 1890 г. Отец служил старшим рабочим при Петровской лесной и земледельческой академии, а мать-крестьянка вела хозяйство. В 1917 г. окончил архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Основные архитектурные объекты и проекты: павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина, Дом-мастерская, ДК завода «Каучук», ДК им. И. В. Русакова, Клуб фабрики «Буревестник», Клуб фабрики «Свобода», Клуб им. М. В. Фрунзе, Бахметьевский гараж, гараж на Новорязанской улице.

2 августа 13:00 Концертный зал Клуба завода «Каучук», где в 1966 году Эльдар Рязанов снимал фильм «Берегись автомобиля». Участникам экскурсии показывают балкон, на котором сидела мать Юрия Деточкина
Фото: Анна Иванцова
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER