Вторник 19 февраля, 20:02
Ясно 0°
Город

Владимир Федосеев: Музыкантами должен командовать авторитет, но демократично

31 марта 2009 года. Владимир Федосеев во время концерта современной музыки XXI века в Московской консерватории
Фото: РИА-НОВОСТИ
5 августа исполняется 83 года дирижеру Владимиру Федосееву. Знаменитый музыкант удостоен упоминания в Книге рекордов Гиннесса: на протяжении 41 года он возглавляет один-единственный оркестр — Большой симфонический им. П. И. Чайковского (БСО).

- Владимир Иванович, почему на свой день рождения вы всегда уезжаете в деревню?

- Я вообще стараюсь бывать как можно меньше на людях. Пытаюсь избегать всяческих ужинов и приемов. За год накапливается столько впечатлений, что хочется хотя бы крошечный отрезок времени, называемый отпуском, побыть с самим собой, с женой и с природой, которая дает силы.

- Что вы берете с собой в отпуск?

- Удочки, сапоги — за грибами ходить — и кучу партитур. Утром бродишь по лесу и гриб высматриваешь или на речке за поплавком пристально наблюдаешь. И больше ни о чем не думаешь. А после обеда — занятия музыкой, без которой я жить не умею.

- В грядущем сезоне ожидаема ваша постановка «Иоланты» Чайковского в Большом театре.

- Единственный формат, в котором меня привлекает опера, это концертное исполнение. В последнее время я сталкивался с такими режиссерами, которые совершенно не понимают, что они делают.

Есть лига режиссеров-вандалов, которые в поисках дешевой славы просто издеваются над оперой. Когда в Вене я ставил «Ивана Сусанина», по воле режиссера на сцене пили водку. Я говорю: «Не было водки в то время!» Режиссер меня не слышит. Иногда режиссерский беспредел доводил меня даже до расторжения контракта с театром.

- А с Сергеем Женовачом, с которым ставите «Иоланту», удалось найти общий язык?

- К счастью, да. Хотя сначала он сопротивлялся моему замыслу объединить «Иоланту» с сюитой из балета «Щелкунчик». Но именно так в один вечер исполнял сам Петр Ильич.

Я много опер поставил на Западе, а в Большом дирижировал лишь однажды, в молодости, «Евгением Онегиным», когда Мстислава Ростроповича «попросили» из театра… В Большом есть прекрасные баритоны, басы, а вот тенора на партию Водемона, извините, пока найти не удалось.

- Дирижерская профессия — для либералов или деспотов?

- Можно по-разному повелевать тиграми в клетке: один дрессировщик хлыстом бьет и сам дрожит от страха, а другой берет лаской. Думаю, в искусстве должен командовать авторитет, но стиль должен быть демократичным. В любви человек становится талантливее и сделает гораздо больше, чем от страха или ради денег.

- Сегодня больше хороших оркестров или дирижеров?

- Оркестров. Но они становятся похожими друг на друга. Было время, когда можно было узнать оркестр по первому аккорду. Как результат — падает спрос на записи. Дирижирование становится хобби, перестает быть профессиональным. Вроде бы каждый может. На самом деле — не каждый.

Умные музыканты — такие как Рихтер, Третьяков, Давид Ойстрах — понимали это после первых проб. Любая самодеятельность унижает профессию. Знаю очень много случаев, когда, занимая дирижерский пульт, прекрасный музыкант становится даже физиологически смешон.

- Откуда иллюзия вседоступности дирижерской профессии?

- Публику задурили, она потеряла вкус, эталон. Сегодня все продается и покупается, в том числе и место за дирижерским пультом. Если раньше выступление в Большом зале консерватории означало, что ты гениальный или как минимум выдающийся музыкант, то сегодня банально платишь деньги и играешь, сколько вздумается.

- Как у БСО получается сохранить индивидуальность?

- Создать звук оркестра, который был бы узнаваем, как звук человеческого голоса, в течение всех 40 лет было моей важнейшей задачей. И чтобы этого добиться, нужна преемственность поколений в коллективе. Поэтому разброс возраста в оркестре — от 20 до 85 лет. Я стараюсь удержать людей, которые вместе со мной в течение десятилетий создавали оркестр и его узнаваемый звук, чтобы они обучили новичков.

- Ваш оркестр много гастролирует по Европе. Чувствуете тот политический негатив, что возник ныне вокруг России?

- Нет. Та публика, что приходит на выступления, протестует против подобного отношения к нашей стране. Люди выражают самые сердечные чувства и восторг. Недавно мы сыграли бесплатный концерт в Хиросиме. Пришла уйма людей, и ничего, кроме слов благодарности и восхищения, мы не слышали в свой адрес.

- Для вас важно, чтобы искусство воспринималось наднационально?

- Я все-таки за национальное восприятие искусства. Но считаю, например, что Бетховен — наднациональный композитор, как и Чайковский. В исполнении Чайковского западными оркестрами проскальзывает сентиментальность. А ее нет у Чайковского.

- Более 40 лет работать с одним коллективом — не скучно?

- Нет. Я очень люблю свой оркестр. Люблю музыкантов. Огорчаюсь, когда кому-то плохо или кто-то уходит из оркестра. Стараюсь с каждым музыкантом поделиться своей любовью к жизни, музыке, упорному труду. Для меня репетиция — главный момент в соприкосновении с музыкой, что есть в моей душе.

СПРАВКА

Владимир Федосеев — народный артист СССР, лауреат Госпремии, удостоен множества других почетных званий и наград. С 1974 года — художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, с 1997 по 2006 год — главный дирижер Венского симфонического оркестра. Владимиру Федосееву доверяли первое исполнение своих сочинений такие композиторы, как Шостакович, Свиридов, Пендерецкий.

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER