Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Найденная рукопись доказала феноменальную память поэта

Развлечения
ЭКСКЛЮЗИВ "ВМ". 3 октября мир будет отмечать 120 лет со дня рождения Сергея Есенина (1895–1925). Казалось бы, о самом народном поэте известно все. И тем не менее накануне юбилея произошла масса интересных открытий — и в зарубежных библиотеках, и в нашем редакционном архиве, и в московском телефонном справочнике. А на карте Москвы — города, в котором Есенин провел самые насыщенные в творческом отношении годы, появились новые места, связанные с памятью о нем.

Накануне юбилея произошла сенсация — в Лондоне обнаружили неизвестную беловую рукопись поэмы Есенина «Пугачев». О находке нам рассказала Светлана Серегина, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы Российской академии наук. 

Светлана Андреевна уже дважды летала в Лондон, чтобы исследовать рукопись. Она готовит о ней большую научную статью.

- Кто обнаружил сокровище?

- В конце 2013 года нам написала сотрудница Лондонской библиотеки Клаудиа Риччи. Она сообщила, что в фондах Русской коллекции ей встретился автограф Есенина, который, скорее всего, совершенно неизвестен в России. Клаудиа приложила фотографии двух страниц, и член Есенинской группы Сергей Иванович Субботин сразу определил: это действительно написано рукой Есенина. Не зря руководитель нашей группы Наталья Игоревна Шубникова-Гусева предполагала, что беловой автограф «Пугачева» существует и может найтись.

- Как рукопись попала в библиотеку?

- Сначала возникло предположение, что Есенин взял текст с собой в Берлин во время своей совместной поездки с Айседорой Дункан в 1922 году, чтобы предложить его какому-нибудь издательству. А дальше директор библиотеки, например, его купил. Оказалось, история иная. Настоящий детектив. 

Клаудиа Риччи обнаружила документ 1934 года, в котором выражалась благодарность Карлу-Эрику Бехгоферу-Робертсу. Это он передал автограф библиотеке.

- Кто это?

- Бехгофер был английским журналистом и переводчиком, отличным знатоком русского языка и русской поэзии. Он, в частности, был знаком с Николаем Гумилевым, принимал его у себя в гостях в Лондоне. Бехгофер переводил на английский язык произведения Пушкина, Фонвизина, Чехова Ал. Толстого и других русских писателей и поэтов. В 1921 году Бехгофер отправился в голодающее Поволжье. По итогам поездки он написал книгу «По голодающей России». Клаудиа прочла в ней, что вернувшись из Поволжья в Москву, Бехгофер решил перед отъездом в Москву посмотреть, что продают в книжных магазинах. И неподалеку от Тверской наткнулся на магазин, где продавали сборники поэтов-имажинистов. Из контекста ясно, что речь о «Лавке поэтов», книжного магазина, который держали приятели-имажинисты Есенина - Александр Кусиков и Вадим Шершеневич. Далее Бехгофер пишет, что он «познакомился с Есениным и Мариенгофом в кафе имажинистов» и побывал у них дома. И – цитирую: «Есенин подарил мне манускрипт новой пьесы «Пугачев»…»

- А Бехгофер записал, какого числа это было?

- Нет. Это выяснила уже я. В предисловии к книге говорится, что отрывки из нее публиковались в Times. Я просмотрела подшивку. Первая публикация была 13 сентября 1921 года, и в ней говорилось, что автор еще в понедельник был в Москве. Получается, встреча состоялась 5 сентября 1921 года.

Есенин отдал Бехгоферу рукопись еще не изданной поэмы в надежде на то, что тот переведет ее на английский. Он хотел сделать заявку о себе как о поэте мирового уровня, он уже так себя ощущал.

- Как выглядит автограф?

- Он в отличном состоянии, хранится в сейфе как документ с особым статусом. Первая глава написана от руки химическим карандашом с серебристым оттенком. Главы со второй по пятую — тоже от руки, но фиолетовым карандашом. Этим же карандашом в первой главе густо зачеркнуты многие ремарки. Три последние главы набраны на машинке, на них есть правки, сделанные рукой Есенина.

- О чем все это говорит?

- Судя по первой главе, Есенин хотел сделать драматургическое начало в «Пугачеве» более ярко выраженным – чтобы это была не поэма, а пьеса. Даже название было «Отрывок из трагедии». В одной зачеркнутой ремарке в самом начале говорится: «Пугачев садится устало на крыльцо первого невысокого домика. Вдали идет сторож». Она сразу задает ощущение пространства, Есенин предстает как мастер мизансцены. Встретив Бехофера, Есенин решил как можно скорее собрать текст из того, что у него было под рукой. И главы со второй по пятую он восстановил по памяти. Она у него была феноменальная. Тогда же он отредактировал первую главу. Видимо, театральный жанр его сковывал, он хотел выйти за рамки формальных признаков, оставить больше свободы для интерпретации. Все это показывает кропотливость и упорство, с которой Есенин оттачивал свои шедевры.

- Есть ли шанс, что Россия выкупит этот автограф?

- Нет. Библиотека с ним не расстанется. Но, может быть, у нас когда-нибудь появится его факсимильная копия, где будут доступны фотографии всех страниц автографа..

СПРАВКА

Поэма «Пугачев» создавалась с марта по август 1921 года. Она посвящена крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775). Впервые опубликована в Советской России в декабре 1921 года.

МНЕНИЕ

Наследник древних сказителей

Сергей Никоненко, актер, режиссер, народный артист РСФСР

В 1973 году на экраны вышел фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт». Я сыграл в нем главную роль — Сергея Есенина. Меня обижали слухи, что режиссер взял меня в фильм только за внешнее сходство с поэтом. Сходство действительно есть. Я, кстати, встречался с сестрой Есенина Александрой Александровной, советовался, как лучше создать образ. Но все же мне было неприятно, что меня хотят использовать, будто манекенщицу. Съемки шли в Рязанской области. И однажды я увидел из окна автобуса скирды на обочине шоссе. И стал вслух читать:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных…

И тогда Урусевский предложил мне озвучить фильм, то есть прочитать стихи, которые звучат за кадром. В этот момент он поверил в меня. А впервые я соприкоснулся с поэзией Есенина в 14 лет. Это был 1955 год. Я тогда увлекался Маяковским, а мой сосед по парте Володя Савин сказал: «Почитай Есенина.

Это не хуже». И я открыл для себя «страну березового ситца» и «чувственную вьюгу», «овсяной ветерок», от которого «опять я теплой грустью болен»… Боже мой, сколько же там драгоценных образов! Почему никто другой не видел такой красоты, которая лежала рядом? Я захотел читать эти стихи со сцены в студии художественного слова Московского городского дома пионеров, в которой тогда занимался.

Но меня целый год придерживали. Я еще застал осторожное отношение к Есенину. Оно происходило от того, что люди, обжегшись на молоке, дули на воду. У некоторых руководителей ВКП(б) было к нему негативное отношение. Но неправильно говорить, будто творчество Есенина после его смерти было под запретом! Приходите на Сивцев Вражек, 44/28 (в 2012 году Сергей Никоненко открыл там частный музей Есенина. — «ВМ»), я покажу вам издания 1932, 1939 годов. И — самое важное для меня и трогательное — издание 1946 года.

Оно вышло потому, что Сталин знал, ему неоднократно докладывали: у многих солдат на груди находили пробитые пулей листочки с переписанными от руки стихотворениями Есенина. Ведь его стихи говорят о любви к Родине:

В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.

Потому и рад я в думах ни о ком,

Что читать их может каждая корова,

Отдавая плату теплым молоком.

Образы поэзии Есенина вошли в русский язык, без них невозможно наше общение. По своему дарованию Есенин не уступает Пушкину и Лермонтову. Он наследник великой древнерусской поэзии, которая началась с автора «Слова о полку Игореве». Наследник по прямой.

«ВЕЧЕРКА» СТРОГО ОСУДИЛА ХУЛИГАНА

Первый номер «Вечерней Москвы» появился 6 декабря 1923 года. На второй полосе была маленькая заметка без подписи: «В понедельник, 10 с[его]. м[есяца]., в 8 ч. веч. в Доме печати предполагается публичное заседание общественного суда <…> для разбора «дела 4-х поэтов» — С. Есенина, С. Клычкова, П. Орешина и Ганина».

Сергей Клычков (1889–1937), Петр Орешин (1887–1938) и Алексей Ганин (1893– 1925) — представители «новокрестьянской поэзии», писавшие, как и Есенин, на темы русской природы, деревни, истории. 20 ноября 1923 г. четыре поэта устроили скандал в пивной на углу Мясницкой и Чистопрудного бульвара. Они заметили, что к их разговору прислушивается некий гражданин. Есенин предложил плеснуть ему пивом в ухо. Гражданин — его имя было Марк Родкин — обратился к милиционеру и вслух назвал поэтов «мужичьем» и «русскими хамами».

Те, в свою очередь, помянули национальность Марка Вениаминовича. В милиции Родкин заявил, что поэты в разговоре оскорбляли и вождей русской революции — по тому же самому национальному признаку.

10 декабря в Доме печати на Никитском бульваре (теперь это Центральный дом журналиста) состоялся общественный суд. На следующий день «Вечерка» опубликовала об этом большой отчет без подписи.

«Дежурный из 47 отд. милиции т. ЛАПИН очень располагает суд и публику своими веселыми и красочными ответами, свидетельствующими о ясном и полном здравого смысла отношении к своему милицейскому делу. На вопрос <…>, отличались ли культурные поэты от обыкновенных пьяных буянов, Лапин отвечает: на одну модель со всякой шантропой (так в тексте. — «ВМ».). Выпьют на две копейки, а скандалят на миллиард <…> На суде выступают приехавшие из Америки товарищи, рассказывающие, что во время своего пребывания там Есенин учинял дебоши, подобные разбираемому <…> Поэт А. Мариенгоф, близко знающий Есенина, подчеркивает, что последний <…> не может быть рассматриваем и судим, как нормальный человек. Его просто нужно лечить...» Суд затянулся до 3 часов ночи. Комиссия констатировала, что со стороны Родкина была провокация. 13 декабря суд вынес писателям общественное порицание, но Есенин приговора не услышал: он лег в профилакторий на лечение, чтобы не подвергаться унижениям. Ответственный редактор «Вечерней Москвы» Борис Волин (1886–1957), пристрастно относившийся к Есенину, счел решение суда слишком мягким и организовал кампанию против поэта. Рабочие корреспонденты присылали письма с требованием судить поэта отдельно как «застрельщика всей истории». Но эти письма публиковались уже не на страницах «Вечерней Москвы».  

БОГЕМНОЕ КАФЕ ВОССОЗДАДУТ ПОСРЕДИ СПАЛЬНОГО РАЙОНА

3 октября в Московском государственном музее С. А. Есенина (он находится в Большом Строченовском переулке, 24) открывается обновленный и благоустроенный «Есенинский дворик».

В 15 часов там устроят поэтический вечер под названием «Дорогие мои… Дорогие… хор-рошие» с участием известных актеров. И это не единственная праздничная «обновка» музея.

Долгое время музей Есенина страдал от тесноты. Он работает с 1995 года (официально — с 1996 года) в доме, где в свое время жил отец поэта Александр Никитович, перебравшийся из деревни в Москву и работавший в магазине приказчиком. В 1911 году к нему приехал сын. Есенин оставался прописан там до 1918 года.

Юбилейный год подарил музею Есенина сразу несколько новоселий. В мае открылся отдел на Клязьминской улице, 21, корпус 2. Это между станциями метро «Петровско-Разумовская» и «Алтуфьево». В помещении, откуда выселили за неуплату аренды сетевой супермаркет, уже действует тематическая экспозиция. А через 5 лет там должен возникнуть Есенинский культурно-просветительский центр.

— Когда нам выделили это здание, я сначала огорчилась — такой далекий район, от метро еще и на автобусе добираться, — говорит основатель и директор музея Есенина Светлана Шетракова. — А потом подумала: это же прекрасно! До центра Москвы далеко, публика учреждениями культуры не избалована, из развлечений — детские площадки и магазины. Как раз там очень нужен настоящий храм поэзии. Мы планируем создать там стилизацию под Москву 1920-х годов, воссоздать облик многих ее уголков, которые уже исчезли с карты. Например, обстановку кафе «Стойло Пегаса».

В декабре перережут красную ленточку на дверях еще одного отдела — в особняке по улице Чернышевского, 4, стр. 2.

Он, в отличие от магазина на Клязьминской, связан с памятью о поэте. В нем происходили собрания Суриковского литературно-музыкального кружка (объединение писателей-самоучек, в основном из крестьянской среды), которые посещал Есенин.

— Здание нам передали еще в 2010 году, сейчас там заканчивается реставрация, — говорит Светлана Шетракова. — Экспозиция откроется в апреле следующего года. И пока я не буду раскрывать ее тайны.

ДЛЯ МОЛОДОГО ФУТБОЛЬНОГО БОЛЕЛЬЩИКА СЫН ОКАЗАЛСЯ ИЗВЕСТНЕЕ ОТЦА

У Сергея Есенина было четверо детей. От первой, гражданской жены Анны Изрядновой — сын Юрий (1914– 1937). Расстрелян по ложному политическому обвинению, посмертно реабилитирован. От Зинаиды Райх — дочь Татьяна (1918–1992) и сын Константин (1920– 1986). От возлюбленной Надежды Вольпин — Александр Есенин-Вольпин (р. 1924), математик, поэт, диссидент. В 1972 году выехал в США. Сейчас живет в Бостоне.

В Москве живут наследники Татьяны и Константина Есениных. Мы разыскали вдову его сына. Разглядываем семейный архив. Почти все реликвии, связанные с Есениным, Алина Ивановна отдала в его музей. Но осталось много материалов о матери и отчиме мужа.

После расставания с Есениным Зинаида Райх вышла замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда и стала актрисой его театра. Отчим отнесся к детям очень тепло. В 1939 году Мейерхольд был арестован и расстрелян, а Райх убита при загадочных обстоятельствах. Юные Татьяна и Константин сделали все, чтобы спасти архив режиссера. Хотя их судьба тоже висела на волоске.

— Константин рассказывал, что с каждой лекции (он учился в строительном институте) его вызывали якобы к ректору, а на самом деле увозили на допрос, — говорит Алина Есенина. — А на фронте он стал свидетелем разговора о том, что его хотят «послать в разведку, но так, чтобы он не вернулся».

Алина Ивановна достает газету «Красный Балтийский флот» за 9 декабря 1944 года. В ней — заметка о героической гибели комсорга Есенина, сына известного поэта.

Журналисты поспешили: на самом деле в тот роковой день Константин получил третье, самое тяжелое ранение, но выкарабкался. Однако спустя 42 года он умер от его последствий.

Константин после войны работал инженером-строителем. Но была у него и вторая профессия — журналистика. Он писал о футболе, вел статистику игр. Сын многое сделал для увековечения памяти отца, выступал на литературных вечерах. Но лишних разговоров о своем родстве не любил, раздражался, когда ему нахально всматривались в лицо и искали сходства с поэтом.

— Среди поклонников Есенина ведь и не совсем адекватные люди попадаются, — объясняет Алина Ивановна. — Когда мы жили в Балашихе на даче, некоторые разбивали палатки у нас за забором, чтобы взглянуть на сына поэта.

Однажды произошел курьез. Сестра Константина, Татьяна, предъявила в аэропорту паспорт. Молодой офицер, увидев фамилию, спросил, не родственница ли она того самого Есенина. Ну, который футбольный статист. «Ты стал знаменитее отца», — пошутила она при встрече с братом.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.