Вторник 11 декабря, 10:12
Небольшой Снегопад 0°
Город

Ветеран испанской кампании вернулся домой

Инженер реставрационной техники Андрей Храпов рассказал, что к бронеавтомобилю относились с особой бережливостью.
Фото: Валерий Бузовкин, "Вечерняя Москва"
Инженер реставрационной техники Андрей Храпов рассказал, что к бронеавтомобилю относились с особой бережливостью.
Фото: Валерий Бузовкин, "Вечерняя Москва"
В конце прошлого месяца в музей военной техники Вадима Задорожного из Испании привезли наш отечественный раритетный военный бронеавтомобиль ФАИ. Он был отправлен в командировку для участия в боях с фашистами в далеком 1936-ом году. Через 80 лет вернулся на родину и теперь готовится к параду на Красной площади.

Автомастерская музея техники Вадима Задорожного похожа на обычный автосервис. Только вместо гражданских автомобилей здесь - военные. Под «Марш Артиллеристов», доносящийся с улицы, автослесари болгаркой шлифуют ступицу почти собранной отечественной танкетки Т-70 и приваривают электросваркой металлический лист к американскому легкому танку «Стюарту».

- Артиллеристы, Сталин дал приказ… - тихо подпевает механик Вахид Камалов, копаясь в движке бронеавтомобиля ФАИ («Форд-А, Ижорский»).

На вид броневик 1936 года выпуска выглядит молодцевато, как только что сошедший с конвейера Горьковского автозавода. Даже пахнет свежей краской.

- Вчера покрасили, - поясняет инженер реставрационной техники Андрей Храпов. – В Испании его хранили в тепличных условиях, - в музее. Корпус, ходовая часть, двигатель хорошо сохранились – все родное оригинальное. Ржавчины мы практически не нашли.

На военном автомобиле пока не стоит радиатор. Фото: Валерий Бузовкин, "Вечерняя Москва"

На раритетном военном автомобиле еще нет радиатора, в кабине нет сидений. На крыше отсутствует пулемет Дегтярева. Диски колес на спицах, покрышки накачены.

- Здесь все от автомобиля ГАЗ-А. Рама, двигатель, трансмиссия, радиатор. Уникальная машина. У нас такие уже не найдешь. Планируем его в ближайшие дни восстановить, - уверен Андрей Храпов. – И своим ходом он отправится на парад на Красной площади на 7 ноября. Поедет ветеран, ведь заслужил.

- А для чего на крыше две выпуклости над головой водителя и пассажира, похожие на тазики? – интересуюсь я.

- А вы внутрь заберитесь, сразу станет ясно, - смеется Храпов.

Я занял место за рулем и стукнулся головой об потолок. Что ж, тесновато даже для одного человека, а рассчитан на двоих и даже троих. В 1936-ом военным было не до комфорта. Уперевшись лбом в бронелист на створках, я посмотрел через прорезь вперед. Что впереди видно, что сзади – нет. Зеркала заднего вида на ФАИ не предусмотрены.

Салон машины достаточно тесный, хотя и рассчитан на несколько человек. Фото: Валерий Бузовкин, "Вечерняя Москва"

- Это машина-разведчик, машина связи. Прототип «Тигра», который сейчас используется в спецназе. Для боя она по тем временам не годилась. Ее броню пробивал винтовочный патрон, - поясняет Храпов. - Война в Испании стала своеобразным тестом для нашей военной техники. Эта практика показала, что бронеавтомобиль должен был быть немного другим – на гусеничном ходу и броня должна была толще, но, тем не менее, это не помешало использовать их в других локальных конфликтах того времени: в советско-финской войне, в боях на озере Хасан и реке Халхин-Голе.

Музей техники Вадима Задорожного я покидал под «Марш Славянки». Механик Вахид Комалов пошел монтировать на бронеавтомобиль макет пулемета Дегтярева, а Андрей Храпов пригласил «ВМ» на репетицию парада в начале ноября. Скажу по секрету, что в этот раз в составе экипажей легких танков будут и девушки.

Отечественный бронеавтомобиль ФАИ скоро будет восстановлен и предстанет перед посетителями музея техники Вадима Задорожного в бравом виде. Глядя на него, можно вспомнить о прошлом и задуматься над будущим.

СПРАВКА

ФАИ — советский легкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Бронеавтомобиль выполнен на шасси легкового автомобиля «Форд-А». Всего было выпущено 697 таких бронеавтомобилей. В Испанию было поставлено 20 ФАИ.

Напомнить о происходивших в Испании событиях мы попросили независимого историка, автора ряда книг о начальном периоде Великой Отечественной войны Марка Солонина.

- Фашистский мятеж в Испании начался в июле 1936 года, - рассказывает Марк Солонин. - Первые советские поставки военной техники и командировки добровольцев начались в октябре того же года. Советская военная помощь осуществлялась неофициально. Наши военные специалисты прибывали туда под чужими именами и фамилиями. Военные грузы доставлялись по морю, советские корабли даже меняли названия и шли под испанскими флагами. Пик военной поддержки пришелся на сентябрь 1936 года и существенно сократилось весной и летом 1937 года.

- Была ли наша помощь безвозмездной?

- В то время были так же как и сейчас была сложная политическая ситуация. С военной помощью все было понятно. Она оказывалась не бесплатно. Еще в октябре 1936 года из Мадрида в Москву привезли золотой запас испанской республики. Это - 510 тонн золота (по ценам того времени - это примерно – 500 миллионов американских долларов). Под гарантию этого драгметалла выдавались кредиты на покупку вооружения. И не только у нас, но и в других странах. Когда кредиты были израсходованы, золото осталось в Советском Союзе. Неожиданно в самом конце 1938 года Сталин принял решение о новых военных поставках, на этот раз совершенно безвозмездных. СССР отправил в Испанию еще много вооружения на 505 миллионов американских долларов.

- Насколько значимой была наша помощь Испании?

- Смотря с чем сравнить. На первое января 1937 года в Красной армии на вооружении было 10, 5 тысяч танков и еще 7 тысяч пулеметных танкеток. Поэтому поставленные Испании 350 танков – это капля в море. С другой стороны больше никто ничем не помогал Испанской республике. Осенью 1936 года наши танки и самолеты, по мнению многих историков, спасли Мадрид от падения. Наше вооружение на голову превосходило все то что было у фашистов. Советский профсоюз поставил в Испанию полмиллиона винтовок, 800 миллионов винтовочных патронов и 3,5 миллионов артиллерийских снарядов. По штатным нормам всего этого хватило бы для укомплектования примерно 20 дивизий. Это была большая и очень значимая помощь.

- Насколько наша помощь могла повлиять на ситуацию в Испании?

- В целом в Испанию тогда отправились около 350 наших танкистов и вдвое большее количество летчиков. Главная их задача была подготовить местные кадры. Их отозвали в 1937 году. В той войне погиб каждый десятый военный. Это были добровольцы, которые поехали воевать против фашизма. Отбирали из тех, кто согласен был ехать сам. Да еще не всех брали. Из наиболее известных это: Кривошеин и Павлов.

- Какими путями наша техника доставлялась в Мадрид?

- Вооружение в Мадрид доставляли на кораблях через Средиземное море и по железной дороге через Францию. Во Париже в то время было правительство народного фронта. С одной стороны оно вроде бы не особо препятствовало советским поставкам в Испанию, но с другой - придерживалось политики невмешательства. Советский Союз подготовил 20 тысяч испанских военных для республиканской армии, в том числе 3 тысячи учились у нас в военных училищах и академиях.

КОММЕНТАРИЙ

Политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:

- Определенные аналогии с тем временем безусловно провести можно. Сейчас появилась новая идеология, камуфлирующаяся под ислам. Это радикальная идеология, которая как вирус очень быстро распространяется. Очень это все похоже на радикальные формы политических систем, которые наблюдались в 30-ых годах. Отличие только в том, что в то время не было ООН, на площадке, которой можно было бы получить одобрения для решения подобного рода конфликта. Сейчас такая возможность есть.

Инженер реставрационной техники Андрей Храпов рассказал, что к бронеавтомобилю относились с особой бережливостью.
Фото: Валерий Бузовкин, "Вечерняя Москва"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER