Умер органист Василий Долинский
Но 24 октября пришло известие, поверить в которое многие просто откажутся. Не стало Василия Васильевича. Органиста Васи Долинского.
Мы познакомились и подружились двадцать лет назад. Сначала просто гуляли вместе с детьми. Такие знакомства редко перерастают в дружбу. А у нас вот получилось так, что их семья стала для нашей семьи едва ли не самыми близкими людьми на земле. А Василий Васильевич, Вася, - родным, точно по душе скроенным, другом.
Сначала мы просто болтали ни о чем. Потом обнаружили, что родились в один день с разницей в пятнадцать лет. Расхохотавшись, Василий Васильевич поднял над очками бровь и строго спросил: «Я не понял, это разве не повод?» Это был повод. Для дружбы, которая с моей стороны сопровождалась еще и восхищением.
Он был очень веселым, солнечным, отлично и легко шутил, имел к жизни вкус, но открылся до конца далеко не сразу. Услышав первый раз, как он играет, я сначала отказывалась понимать, что это делает он – ведь вмиг ничего не осталось от шутника и балагура, за инструментом сидел совершенно другой человек с удивительной внутренней глубиной.
В нем вообще не было ничего поверхностного.
Так начало приходить понимание…
Именитый российский органист. Блестяще образованный музыкант, лауреат многочисленных международных конкурсов, объездивший всю страну. Он был «абсолютником» и окончил Московскую консерваторию сразу по трем специальностям – фортепиано, органу и хоровому дирижированию. Учился у Лео Кремера в Германии. Стажировался в зальцбургском «Моцартеуме». Имел 50 сольных концертных программ. И при этом был начисто лишен того, что называют звездностью или «понтами».
Старинная музыка, которую он любил беззаветно, оживала под его пальцами и жила какой-то своей, неподвластной анализу, жизнью. Ее можно было прочувствовать только сердцем. Заплакав первый раз на концерте, я сказала Василию Васильевичу спасибо за эти слезы. Он страшно смутился. Я потом поняла, почему он отреагировал так. Ему было неловко, что его исполнение «пробило» меня не сразу. А ведь он жил ради этого – ради реакции зала и его замершего дыхания…
Он блистательно играл и был гением импровизации. Как-то у нас дома на плохоньком синтезаторе он устроил концерт, умудрившись и из пластмассовой коробки извлечь дивный, глубокий звук. Мы слушали его, и под его руками до того мертвый «ящик» то плакал, то смеялся, то звенел переливами горных ручьев, то любил, то ворчал, то страдал – словом, жил теми эмоциями, которых требовал от него Василий Васильевич. Это было похоже на волшебство. Дешевый синтезатор не мог выдавать такого… Но – выдавал!
Говорить с ним о музыке было легко. Он любил ее, а она любила его. Им было хорошо вдвоем и плохо порознь. Поэтому они не расставались. И даже когда пришла болезнь, он играл. Злясь, что получается не все.
Его любили ученики. Любили и друзья – за характер, внутреннюю солнечность, достоинство и юмор. Он любил посмеиваться над собой, но никогда – над другими, жил музыкой, но не в придуманном, а в реальном мире, где даже мелочи имели вес и вкус. Любил талантливую жену Наташу, сына – тоже Васю, одаренного – в родителей – молодого музыканта. Мог радоваться мелочам – хорошему разговору по телефону, теплым посиделкам, вкусному кофе…
Очень страшно, что ему уже не позвонишь. Не посмеешься над ерундой: как он умел. Не обсудишь чего-то серьезного. Не задашь дурацких вопросов про пасторали Баха. Не попросишь сыграть «на новый лад» какой-нибудь из органных хитов. Не услышишь его концерта в Доме Музыки – который, кстати, открывал именно он, а в зале Чайковского не застанешь за кулисами уникального момента – как он собирается перед выходом на сцену, вдруг превращаясь в натянутую струну...
Все оборвалось. Только последняя нота звучит, не прерываясь. Больная, режущая нота.
Светлая память…
СПРАВКА «ВМ»
Василий Долинский – один из самых именитых отечественных органистов, лауреат многочисленных международных конкурсов, неутомимый гастролер. Окончил Московскую консерваторию по трем специальностям – фортепиано, орган и хоровое дирижирование. Затем прошел мастер-курс у Л. Кремера в Шпайере (ФРГ) и стажировку в Зальцбургском «Моцартеуме» у Э. Краппа (Австрия). За 50 лет концертной деятельности В. Долинский выступил во множестве городов России, стран СНГ, Западной Европы и США. Он овладел колоссальным репертуаром: в его активе более 50 сольных концертных программ, включающих произведения композиторов эпохи барокко, романтической школы и современных авторов.
Большое внимание органист уделял искусству органной импровизации, где в качестве основы используются русские темы, а также импровизации на заданные темы. Программу этого концерта он построил как мини-антологию органной музыки разных стран, причем все произведения – из числа «незаигранных»: немецкое и французское барокко (Муффат, Брунс, Клерамбо), «романтический» орган (Франк), ХХ век (Мессиан и Янченко).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции