Николай Цискаридзе: Внимания на скандалы не обращаю
На протяжении всего показа Цискаридзе был самым эмоциональным судьей. Искренне переживал за каждого участника и старался его поддержать.
— Николай, когда смотришь конкурс, поражает уровень мастерства участников, хотя они еще совсем дети.
— А ничего удивительного, ведь это дети, которые учатся в серьезнейших учебных заведениях. Их с детства готовят к сложнейшей профессии. Мы с ними общаемся исключительно, как с профессионалами. Что они творили на сцене! Особенно порадовали дети из Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского.
[OBJ Первый выпуск всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица»]
— Ну, по-моему, тут само имя школы обязывает… В том-то и дело!
— Ведь ни для кого не секрет, что эта школа одна из главных и лучших в мире. Ну, и, конечно же, то, что дети из академии русского балета будут лучшими у меня тоже не вызывало сомнений. Нелегко вам пришлось! Вы даже не представляете себе как! И дело не в том, что приходилось выбирать лучших из лучших. Сложно было сравнивать цирк с музыкой, музыку — с балетом, балет — с вокалом.
— Несколько лет назад в интервью Владимиру Познеру выразили сомнение в том, что Россия сохранит лидерство в области театрального искусства. Что-то изменилось с тех пор?
— А я и сейчас продолжаю высказывать подобные опасения. Понимаете, российское образование — уникальное. Ему нет аналогов в мире. Ни одна страна не тратила такое количество денег на бесплатное образование уникально одаренных детей. Подчеркиваю, бесплатное! Поэтому нашу систему образования обязательно нужно сохранить. Модернизировать ее не нужно. Ни в коем случае не трогать систему образования. Сохранение традиций русской школы зависит от тех, кто руководит. Я видел очень много людей, которые находились на руководящих должностях, но при этом не понимали специфики профессии.
— Вы сегодня тоже стали руководителем…
И мне за свою работу не стыдно. Результатами, которые есть сегодня, я горжусь. Не так давно в Эрмитажном театре состоялся премьерный показ «Феи кукол». Исполнители — воспитанники нашей академии. Были затрачены неимоверные усилия на подготовку этого спектакля. Притом, что мы показывали не полную версию спектакля, а лишь сюиту продолжительностью в 50 минут. Полную версию зрители увидят в июне на сцене Мариинского театра.
— Ваше назначение на пост ректора Академии балета наделало очень много шума. Мол, пришел Цискаридзе, сменил уважаемых людей.
— Меня долго уговаривали занять эту должность... Знаете, когда Владимир Васильев уходил из Большого театра, собралась его команда и била себя в грудь, уверяя, дескать, и мы уйдем вместе с ним. И что? Поверьте, все по сей день работают!
— Подобные лицемеры вас не раздражают?
— Нет. Это жизнь. Так было всегда. Помню, когда был маленьким вместе с няней выучил стихотворение Расула Гамзатова «Правду высказать недолго. А соврешь, придется долго, долго-долго, очень долго, без конца придется врать. Лучше времени не трать!» Очень правильные строки.
— И что, вы никогда не врете?
— Стараюсь. Другое дело, что правда-то не всем нравится. Бывает, что лучше и промолчать.
— Получается?
— Иногда. Но если говорю, то говорю конкретно. После вашего «конкретно» иногда разгораются скандалы.
— Как вы на это отвечаете?
— Никак. Просто иду дальше. Когда поступил в хореографическое училище, мне пришлось учиться бороться за место под солнцем. Научили меня этому две великих женщины: балерины Марина Семенова и Галина Уланова, которые знали, что если они не будут меня «оберегать», то этот наивный ребенок будет растерт в порошок. Как видите, у них все получилось. Сегодня я возглавляю Академию русского балета имени Вагановой.
— Вы окончили Московскую государственную юридическую академию. Почему решили стать юристом?
— Мне кажется, что желания наших родителей рано или поздно все-таки реализуются. Моя мама была против того, чтобы я связывал свою жизнь с искусством. Все члены нашей семьи учились в Московском государственном университете. Мужчины становились юристами, я думаю, это и определило мой выбор.
— Легко экзамены сдали?
— Нужно было сдать два письменных экзамена. Сдавали сразу несколько потоков. В том потоке, в котором сдавал я, были в основном девочки, и я по глупости пропустил всех женщин вперед. Когда зашел в аудиторию, все задние ряды были уже заняты и мне пришлось занять место прямо перед преподавателем. Славу богу, я сдавал все честно, без шпаргалок.
— В работе честность помогает?
— Когда как. Во власти вообще все очень сложно…
— А вы стремились к ней?
— Во власти есть очень страшный момент — уязвимость. А падать всегда больно.
КСТАТИ
«Синяя птица» — Всероссийский конкурс юных талантов. Главная задача конкурса — открыть новые имена юных артистов. Впервые в истории российского телевидения в исполнении детей в одном конкурсе представлены все главные виды современного исполнительского искусства: сольное пение, игра на музыкальных инструментах, хореография и цирковое искусство.