Город

Безумная семейка. Театр балансирует на грани увеселения и хорошего вкуса

Премьерный показ спектакля «Семейка Краузе» в Театре имени А. С. Пушкина. Вера Алентова в роли Генриетты (слева) и Наталья Николаева в роли Розалии
Фото: Михаил Гутерман
В минувший четверг в Театре им. Пушкина Вера Алентова сыграла в премьерном спектакле режиссера Надежды Аракчеевой «Семейка Краузе». Едва открывается занавес, сразу видно: дело — дрянь. По крайней мере за окном: там и дождь, и гром, и молнии. Но это для контраста. Внутри-то загляденье: уютная гостиная, фото дедушки на стене, красный абажур над столом и бубнящий где-то репродуктор. И кажется, что пахнет пирожками, которые тут скоро появятся, чтобы сыграть важную роль. И звонит телефон.

— Роза, возьми трубку, глухая тетеря! — раздается голос.

И тут все закручивается то ли в детектив, то ли в водевиль, то ли в комедию про двух сестер. Та, что кричит, — это Генриетта. Играющая ее Вера Алентова, под которую, собственно, и была сделана эта постановка, сразу берет быка за рога. Вышла в пижаме пестренькой, с головой разлохмаченной, отпустила несколько реплик, и понятно: резка, вредна, но не лишена обаяния. Ну а та, что «тетеря», это Розалия (Наталья Николаева), младшенькая: в передничке, с пышными формами, да с теми самыми горячими пирожками в руках. Они тут, собственно, главные.

А еще — их старенький дом, стоящий на элитной земле в центре условного российского городка. На такое добро желающие найдутся. Вот и, двигая сюжет пьесы Александра Коровкина к финалу, на дом претендует то чиновник-пройдоха (Константин Похмелов), то гламурный племянник Роберт (Александр Арсеньев), то сбежавший из зоны племянник номер два — Эрик (Александр Анисимов).

Все мельтешат, все мельтешит, то у нас есть труп (пирожок-то один с отравой оказался!), то труп оживает, то участковый пугает нас Эриком, то Эрик превращается в милейшую барышню. А дом стоит посреди всей круговерти и, кажется, стоять будет вечно.

Смысл? Ну да: все можно подвести к высокой морали о скрепляющих все корнях, о патриотизме. Дом-то ведь старый, но любимый, если брать глобально, может быть даже символом страны. Однако куда приятнее воспринимать происходящее как приятное безумство, где Алентова — и правда звезда, излучающая силу и веру в победу здравого смысла.

Ей, кстати, не привыкать играть такую несгибаемую сестру: на той же сцене она проделывает подобный фокус в «Двух дамочках в сторону севера». Тут, впрочем, она ни в какую сторону не собирается — уж больно упряма. Как, кажется, и сам Театр им. Пушкина, раз за разом умело балансирующий на тонкой грани всенародного увеселения и хорошего вкуса.

КСТАТИ

Александр Коровкин, автор пьесы «Семейка Краузе», — один из самых популярных российских драматургов. Окончил ГИТИС (актерский факультет, курс Владимира Андреева) и Литературный институт имени Горького.

С 1988 по 1995 год — актер МХАТа им. Горького. Снимался в фильмах Федора Бондарчука, Ивана Дыховичного и других режиссеров. Самые известные пьесы А. Коровкина — «Около любви», «Кукла для невесты», «Рябина кудрявая», «Мужики и капуста».

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER