Леди Макбет откажется от мелочей ради главного
Заговорили об этой постановке уже давно. Что, впрочем, совершенно не удивительно, учитывая тот факт, что либретто Дмитрия Шостаковича и Александра Прейса по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» «оживил» на сцене Большого художественный руководитель Театра имени Е. Вахтангова Римас Туминас.
- В прошлом году балет «Герой нашего времени» поставил в Большом театре Кирилл Серебренников. Сейчас выходит опера «Катерина Измайлова» в постановке Туминаса. Приглашение драматических режиссеров на оперные постановки становится тенденцией?
- Тенденция, безусловно, существует. Лично я объясняю это тем, что подобный симбиоз приносит на сцену новые идеи. А поскольку современный зритель всегда хочет что-то новое, то такие приглашения будут происходить все чаще и чаще.
- А как же чистота жанра?
- Если я прихожу смотреть оперу, а мне скучно, это не исправит никакая чистота!
- Каковы особенности работы Туминаса?
- Он ищет черты человечности в каждом герое, какие бы поступки тот ни совершал. Другими словами, Туминас не использует уже давно сформировавшиеся штампы, что вот, мол, этот — плохой, а этот — хороший. Актерская задача из-за этого усложняется. Но, скажу вам, оно того стоит!
- Драматический опыт режиссера не давит на вас, «оперных»?
- Я успела поработать и с оперными режиссерами, и с драматическими, поэтому смело могу сказать: в данном случае я не чувствую никакого дискомфорта. Римас прекрасно чувствует музыку и очень точно понимает, когда придуманные им «драматические фишки» могут пойти вразрез с ней.
- Но подходы оперных и драматических режиссеров при работе над постановкой наверняка отличаются.
- Оперные привыкли работать в более сжатые сроки. Все же остальное одинаково, ведь и там и там режиссер придумывает, с какой стороны посмотреть на историю.
- И с какой же стороны вы смотрите на «Катерину Измайлову»? Постановка будет классической или новаторской?
- Развитие сюжета у нас сохранится. Но это не будет натуралистическая историческая постановка со всеми атрибутами той эпохи, потому что темы, поднимаемые в данной опере, волнуют людей в любое время. То есть, не отвлекаясь на мелочи, мы сконцентрировались на главном.
СПРАВКА
Премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» состоялась 26 декабря 1935 года в Большом театре, но вскоре постановку изъяли из репертуара. В 1962 году поставлена в Москве под названием «Катерина Измайлова».