Среда 14 ноября, 04:11
Ясно -4°
Город

Скульптор-идеалист Матвей Манизер

Эскизы оформления для Смоленского метромоста
Фото: Zurab Javakhadze
Эскизы оформления для Смоленского метромоста
Фото: Zurab Javakhadze
17 марта исполняется 125 лет со дня рождения народного художника СССР Матвея Манизера (1891–1966). Его скульптуры украшают станции «Площадь Революции» и «Партизанская».

Мы побывали у наследников скульптора — сына Гуго Матвеевича и невестки Нины Леонидовны. Они тоже художники: он — живописец и график, она — модельер.

…Раскосая восточная девушка с шарфом на плече. Высота, наверное, метров пять. Она протягивает руки бойцу с ружьем. Он стоит на пьедестале чуть повыше ее, его голова в конической шляпе уходит под самый потолок. Это памятник борцам за свободу Индонезии, сделанный по заказу правительства Джакарты.

 Младший сын скульптора Отто в образе партизана  Фото: Пелагея Замятина

Вернее, его гипсовый отливок, который хранится в мастерской. Под ногами у индонезийских борцов прячутся фигуры поменьше, а на полках вдоль стен — мелкие эскизы. Целый зал отведен балеринам — это работы супруги Матвея Генриховича, Елены Янсон-Манизер (1890– 1971). Танец был ее любимой темой. Кстати, у Елены Александровны тоже есть заслуги перед метро — она участвовала в оформлении станций «Динамо» и «Добрынинская».

 Эскизы скульптур для «Партизанской» (ее сначала хотели посвятить физкультурной тематике) Фото: Zurab Javakhadze

— Я начал преподавать рисунок у скульпторов в Суриковском институте и однажды пригласил сюда своего коллегу и студентов, — говорит Гуго Матвеевич. — Коллега обратил их внимание на то, что «каждый эскиз доведен до окончания, это настоящая миниатюра».

Гуго Матвеевич рассказал, какими упражнениями в начале ХХ века добивались твердости руки и внимания к мелочам. В 10 лет ученику поручали покрыть ровной штриховкой бумагу. Если хоть одна линия оказывалась кривой — бери новый лист. Только после этого доверяли рисовать гипсовую голову.

 Эскизы скульптур для «Партизанской» (ее сначала хотели посвятить физкультурной тематике) Фото: Пелагея Замятина

— Матвей Генрихович был четким приверженцем традиций, но неправильно называть его социалистическим реалистом, — говорит Нина Леонидовна. — Я читала, что он сам себя называл скульптором-идеалистом — имеется в виду понимание эстетического идеала. Он видел в модели красоту и выводил ее на первый план.

О работе отца над скульптурами для метро Гуго Матвеевич знает мало. Когда открыли «Площадь Революции», ему было 11 лет, а «Партизанскую» (изначально она называлась «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина») — 17. Помнит только, что для фигуры подростка-партизана из композиции «Народные мстители» позировал его младший брат Отто (1929– 1990), впоследствии ставший скульптором.

 Младший сын скульптора Отто на рисунке отца Фото: Zurab Javakhadze

Манизеры собираются издать книгу о Матвее Генриховиче. Они обещают обнародовать в ней карандашные эскизы фигур для станции «Площадь Революции», которые скульптор делал летом 1936 года в поезде «Москва — Ленинград». Показывать их нам Гуго Матвеевич и Нина Леонидовна не захотели: берегут эксклюзив для книги. Мы их понимаем.

НАШ АРХИВ

Покровский радиус готов

«Сегодня в 5 часов 50 минут утра впервые открылись... двери новых станций... — «Курская» и «Площадь Революции» <…> Обычно принято писать о «первом пассажире».

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Им оказался пенсионер Заборовский, который был первым пассажиром и на открытии первой очереди метро (15 мая 1935 года. — «Вечерка»), и на открытии станции «Киевская» (20 марта 1937 года. — «Вечерка»). Заборовский — большой энтузиаст метро и с гордостью хранит билеты первых поездов».

(«Вечерка» от 13 марта 1938 года)

ЦИТАТА

Матвей Манизер, народный художник СССР:

- Создать ряд скульптур, объединенных темой: революция, гражданская война и наше счастливое сегодня — что может быть увлекательнее <…> Подобного объема работа, конечно, не могла быть выполнена мною одним <…> Я привлек к работе моих учеников — студентов Академии художеств (ныне — Санкт-Петербургский институт живописи имени И. Е. Репина. — «Вечерка»). С большим нетерпением я и мои сотрудники ждем оценки, которую дадут нашей работе миллионы трудящихся, пользующихся замечательным сооружением социализма — московским метрополитеном имени Л. М. Кагановича.

СПРАВКА

Известные работы Матвея Манизера: памятники Тарасу Шевченко в Харькове (1935) и Киеве (1938), Василию Чапаеву — в Самаре (1932), статуя Зои Космодемьянской в Третьяковской галерее (1942), статуя «Рабочий» на здании Петровского пассажа в Москве, скульптура «Дискобол» в Парке Горького.

Эскизы оформления для Смоленского метромоста
Фото: Zurab Javakhadze
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER