Ракеты взлетают с футбольного поля — школьники идут к мечте
Футбольное поле школы превратилось в космодром. Ученики из разных классов проводят испытательные запуски ракет, которые они сделали на уроках труда.
— А она точно полетит? — волнуется ученик 4 «А» класса Эльдар Рамазанов, участвующий в запуске первый раз. Свою ракету он сделал на основе серебристой пластиковой бутылки объемом один литр. — А куда ж она денется, — успокаивает четвероклассника учитель технологии Виктор Пригодский, размещая пусковую установку на стартовом поле. — Твои предшественники такие ракеты на 100–150 метров от земли запускали.
Эльдар задрал голову, пытаясь понять: это выше облаков или ниже.
Десять, девять, восемь… — характерный хлопок. Отличный старт. Полетела первая ракета, оставляя за собой водяной след. Школьники заправляют ракеты водой, накачивают воздухом — дальше чистая физика: высокое давление выталкивает жидкость, появляется реактивная тяга… Постигать азы ракетостроения дети в этой школе начинают с первого класса. В шкафах кабинета труда хранятся коробки с бумажными и деревянными макетами космических кораблей. На полках лежат спутники из пенопласта.
Впрочем, некоторые модели — уменьшенные копии реальных космических аппаратов. Один из последних проектов — ракета-носитель «Протон» высотой больше двух метров. Все детали школьники сами вытачивают на токарных станках. Готовый макет пополнит экспозицию школьного музея космонавтики «Покорители Вселенной». Туда мы и отправились.
К обернутому серебристой фольгой воздуховоду приделаны солнечные батареи — теперь это не просто огромная труба под потолком, а Международная космическая станция. Тут же космонавты крепят антенну на внешней стороне МКС. Иллюзию открытого космоса создают квадратики зеркальных «звезд», рассыпанных на темной стене.
— Пульсары образуются после взрыва сверхновой звезды, — отражаясь в зеркалах бесконечное число раз, делится своими знаниями ученик 8 «А» класса Клавдий Трацевский.
На перемене школьный музей открыт для всех, кому интересны загадки Вселенной. — Пульсары такие плотные, что если взять из их ядра кусочки размером с кубик сахара, то по массе они будут равны 7000 авианосцам.
Одиннадцатиклассник Максим Березин об особенностях нейтронных звезд слушает вполуха. Сфера его научных интересов — метеориты.
В школьном музее, кстати, хранится кусочек чебаркульского «пришельца».
— Чтобы изучить его химический состав, мы ездили с ним в МГУ, — Максим снимает стеклянный колпак, показывая нам жемчужину экспозиции — трехсантиметровый осколок челябинского метеорита. — Он весит чуть больше 5 граммов, хотя каменный.
Здесь же можно подержать в руках кусок обшивки «Бурана» или совершить путешествие на другие планеты.
— 2 тонны 300 килограммов, — ученик 11 «А» класса Никита Шишкин озвучивает цифры, которые показывают ему напольные весы.
Проект, позволяющий узнать свой вес на разных планетах, Никита сделал еще в седьмом классе. Цель — выяснить характеристики небесных тел.
Результат — первое место в конкурсе школьных проектов и выбор будущей профессии: Шишкин собирается в МАИ. Мечтает стать главным конструктором космолета, что сможет преодолевать межгалактические пространства.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Константин Федулов, директор школы № 1155:
— Тот технологический скачок, на который раньше уходило пять лет, сегодня возможен за пять месяцев. В связи с этим физико-математический профиль и инженерные классы в школах сегодня просто необходимы для освоения космоса. Знания, которые мы вкладываем в головы наших детей, должны быть актуальны для современного мира.
Стране нужны инженеры и сотрудники научно-исследовательских институтов.
СПРАВКА
Московский городской конкурс проектных, исследовательских и реферативных работ по астрономии, ракетной технике и космонавтике «Через тернии к звездам» проводится каждый апрель начиная с 2012 года. В конкурсе принимают участие ученики школ с 1-го по 11-й классы и студенты средних специальных учебных заведений. Защита исследовательских работ проходит на базе школы № 1155 и Московского авиационного института.