Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Аллилуйя любви

Развлечения
Аллилуйя любви
1 октября 1985 года. Елена Шанина (Кончита) и Николай Караченцов (граф Резанов) в спектакле «Юнона и Авось» / Фото: Рыбчинский
9 июля исполняется 35 лет со дня премьеры легендарной рок-оперы «Юнона и Авось». Все эти годы спектакль на сцене Театра имени Ленинского комсомола идет с неизменным аншлагом.

Постановка Марка Захарова потрясла театральную Москву. Немецкие газеты с удивлением писали, что в 1981 году «русский рок в СССР зазвучал под самыми стенами Кремля». Не меньшим шоком стало и то, что во времена наглухо заколоченных храмов спектакль был пронизан элементами православной литургии и церковными песнопениями.

Остается загадкой, каким невероятным образом «Юнона и Авось» вообще была принята советской цензурой с первого захода, хотя предыдущее творение композитора Алексея Рыбникова «Звезда и Смерть Хоакина Мурьетты» в том же театре удалось сдать комиссии лишь с 11-го раза.

Многим казалось, что без чуда тут и впрямь не обошлось.

И лишь единицы знали, что накануне премьеры поэт Андрей Вознесенский и режиссер Марк Захаров тайком отправились в Богоявленский храм поставить свечку перед иконой Казанской Божией Матери, которая в спектакле «сохраняет под покровом своим» великого русского путешественника графа Резанова на полном опасностей пути к берегам нового света.

— Мне кажется, что, начиная с образования США и по сию пору, в России существует подспудное желание, иногда даже не формулируемое, дружить с этой великой державой, — рассказывает Марк Захаров обозревателю «ВМ». — Наш спектакль во многом посвящен стремлению российских дипломатов, путешественников и в данном случае главного героя установить торговые, промышленные и культурные контакты с американским континентом. Это ему до конца не удалось, но попытка вошла в историю. И романтическая любовь Резанова и дочери сан-францисского губернатора — это история, похожая на «Алые паруса» Грина. Девушка ждала Резанова тридцать пять лет. А когда узнала точную дату его смерти, то ушла в монастырь, дав обет молчания на все оставшиеся годы. Это такой космический подвиг, который, конечно же, лишен всякой рациональности, потому что на ее руку были богатые и красивые претенденты.

Для начала 1980-х годов музыка Алексея Рыбникова была абсолютно новаторской.

— Композитор, конечно же, угадал, сочинил, услышал новую музыку религиозных песнопений, которыми пропитана наша русская культура, услышал мелодии русского романса и финальную «Аллилуйю», — продолжает Марк Захаров. — Когда выпускался спектакль, были еще и такие радости, как подъем впервые на нашей сцене морского Андреевского флага Российской империи. И, наконец, само появление фигуры Богоматери с младенцем на руках тоже являлось шокирующей новостью. Но вся постановка была пронизана духом патриотизма в отношении нашей истории. Конечно же, спектакль не состоялся бы без замечательной игры первого состава актеров — Николая Караченцова, Елены Шаниной, Александра Абдулова.

— Последующие актерские вводы не уронили достоинство спектакля, — вспоминает Марк Захаров. — Скажу больше: у нас есть сцена танцев русских моряков, и мне кажется, что сейчас она лучше сделана, чем раньше. Я смотрел старые пленки, сравнивал: молодые ребята, приходящие в театр сегодня, лучше подготовлены по уровню пластики и хореографии. Они делают все с отчаянной радостью, дерзостью, вдохновением. Думаю, все это вместе и является притягательным моментом для нашего зрителя.

Спектакль сыгран 1463 раза.

Через него прошли 300 артистов. Какая еще постановка, скажите, живет так долго?

ОЩУЩЕНИЕ — КАК ОТ АТОМНОГО ВЗРЫВА

Дмитрий Певцов, народный артист России, исполнитель роли графа Резанова:

— Я впервые увидел «Юнону» еще студентом, стоя на балконе Ленкома. Внутреннее ощущение было, как от атомного взрыва. «Юнона и Авось» — настоящий памятник: нигде в мире театральные конструкции не держатся так долго без потери качества. Наблюдая из зала за работой Николая Караченцова, мне казалось, что он из спектакля невынимаем. Хотя было юношеское желание как-то попасть внутрь действа. Что касается Лены Шаниной, первой исполнительницы роли Кончиты, то я был заворожен вихрем женственности, потоками обаяния. Они сотворили театральное чудо, в котором я сегодня горд и счастлив участвовать.

Сергей Рудницкий, народный артист России, композитор, руководитель рок-группы «Аракс»:

— Я помню день, когда мы все вместе поехали к Леше Рыбникову домой — Марк Анатольевич, Коля Караченцов, Лена Шанина. Рыбников тогда впервые продемонстрировал свои музыкальные наработки из будущей оперы, что-то спел сам. Уже тогда всем было понятно, что это — талантливо, но никто и предположить не мог, что звезды сойдутся настолько, что постановка продержится 35 лет при полных аншлагах. Я отыграл более тысячи спектаклей, но до сих пор у меня на сцене пробегают по коже мурашки, когда я вижу, как в зале плачут зрители.

А такие сильные эмоции в театре — большая редкость.

БИЛЕТЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ ДОСТАТЬ НЕВОЗМОЖНО

Илья Трофимов, артист, исполнитель роли сочинителя:

— На этот спектакль меня привел отец (Геннадий Трофимов — певец, «Золотой голос России», первый исполнитель «Юноны и Авось» на дисках, работающий на спектакле со дня его премьеры, учивший петь еще Николая Караченцова и Александра Абдулова. — «ВМ»). Мне было семь лет, я был ошеломлен всем сразу — лазерами, дымами и изумительной музыкой Рыбникова.

Настолько был потрясен, что уговорил отца, и он брал меня в театр каждый вечер. В итоге я посмотрел спектакль несколько раз подряд. Сегодня я играю роль, которую блистательно делал Павел Смеян.

Спектакль идет 35 лет, и я не помню, чтобы в зале были свободные места, хотя за эти десятилетия и вкусы в обществе поменялись, и молодежь уже совсем другая. Но билеты по-прежнему достать невозможно, сам несколько раз пытался взять их для своих знакомых — безрезультатно. Удивительно, но все наши артисты на этом спектакле всегда выкладываются — это такой драйв, что не выложится на 100 процентов просто невозможно! Хотя партия у меня достаточно сложная — нужно быть рок-вокалистом и уметь петь лирику, быть басом, баритоном и тенором сразу.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.