До чего техника дошла. Экскурсию провел робот-джентльмен
Синяя бабочка, цвета незабудок глаза, блестящий костюм, бархатный тембр. Таким перед почтенного возраста дамами, фотографами и детьми предстал экскурсовод ровно в 17:00. Опыт выступлений на камеру перед высокоинтеллектуальной публикой у него есть, так что держится Алантим на славу. Ни тремора в руках, ни дрожи в голосе, ни неуверенных движений. Он уверен в себе. Он – робот.
- Максимум терпения, максимум внимания, отсюда получается взаимопонимание, - прибауткой робот-гид, созданный сотрудниками Музея архитектуры и МТИ, располагает к себе завороженных слушателей. – Московское метро строилось, так как архитекторы хотели создать передовой вид транспорта. Одной из новейших технологий стало то, что они не проектировали боковые платформы, хотя островные были дороже в строительстве. Но зато более эффективны...
Белоснежный, небольшого роста, с выверенной интонацией, Алантим покоряет слушателей с первой фразы. Они достают ручки, фотоаппараты и, кажется, на роскошные проекты станций, что украшают стены Музея, обращают внимания меньше, чем на харизматичного экскурсовода. Алантим не спешит – с человеческим чувством, профессиональным толком и роботизированной расстановкой переплывает из зала в зал.
- Первые пассажиры боялись пользоваться метро, поэтому поначалу в вестибюлях висел плакат: «Граждане! Метро – это современный вид транспорта», - сыплет он фактами. – Эскалаторы показались москвичам чудом техники.
Уточняющие вопросы робот пока не воспринимает. Впрочем, с ними гости и не спешат – информации Алантим выдает столько, что хватит на пару томов по истории архитектуры. Он рекламирует достижения зодчих, которые проектировали настоящие подземные замки из мрамора, жонглирует метафорами и олицетворениями (одно из любимых литературных выражений лектора – «греческий храм»), впечатляет точными датами и помнит имена метростроевцев.
- Для музея этот опыт – способ понять, можно ли заменить живого экскурсовода роботом, и как заставить новые технологии работать в культурном пространстве, - призналась директор Музея архитектора Ирина Коробьина посетителям. – Мы открыли для Алантима музейные двери, потому что без инноваций, цифровых программ, искусство архитектуры не развивается. Чудо-робот – это звено в целой цепи экспериментов.
На трогательный вопрос маленького гостя экскурсии Сергея Зверева о том, умеет ли робот чувствовать, ответил один из «учителей» и разработчиков Алантима Александр Денисов. По его словам, робот, несмотря на свою ученую карьеру, очень похож на ребенка.
- Он уже говорит на английском, китайском и русском языках, но нуждается в постоянном обучении, он должен взаимодействовать с социумом, чтобы развиваться, - отметил Александр. – Только общение с человеком поможет ему стать более продвинутым, он, как школьник, будет запоминать информацию, которую узнает от человека–педагога, и пользоваться ей.
Только вот от обычного школьника Алантима отличает то, что он эту информацию не забудет уже никогда. Ни через десять, ни через сто лет. В том случае, если пилотный проект экскурсий с роботом признают удачным, он будет проходить на постоянной основе.