Владимир Путин отправил в отставку министра образования Дмитрия Ливанова
Президент Владимир Путин назначил новым министром образования сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву. Ранее занимавший эту должность Дмитрий Ливанов займет пост спецпредставителя главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной.
Предложение о назначении на должность было озвучено Дмитрием Медведевым в ходе рабочей встречи. Президент России поддержал данное решение, сообщили в пресс-службе Кремля.
Дмитрий Ливанов занимал должность министра образования с 2012 года. На этом посту он стал инициатором масштабной программы реформы высшего образования.
Ранее в ряде СМИ появилась информация о скором отстранении Ливанова с поста министра образования, однако в ведомстве данные слухи не были подтверждены.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валерий Иванович Теличенко, депутат Мосгордумы, президент МГСУ:
- Я не думаю, что от отставки Ливанова изменится столичное образование. Москва - вполне самостоятельный регион с устоявшейся своей материальной базой.
Но новый министра Васильева правильно сказала, что нужно переосмыслить действия старого министра, так как многие решения принимались единолично. Соединения вузов - это как раз один из тех фактов, которые надо переосмыслить. В Москве были случаи соединения и, порой, не ради какого-то успеха, а только ради соединения - потому что поступило такое распоряжение. В последнее время также появилось много частных вузов и иногда страшно становится за высшее образование. Не совсем ясно - правильно ли было сделана в высшем образовании система бакалавриата и магистрата.
В ЕГЭ постоянно проводится какая-то корректировка, но этот процесс затянулся. А я давно предупреждал, что нужно остановиться и переосмыслить всю ситуацию в образовании.
Алексей Мартынов, политолог, международный эксперт:
- Я назвал бы отставку Ливанова не только своевременной, но даже затянувшейся. Ливанов имел негативный образ министра. Я думаю, что его отставка будет принята положительно.
Что же касается нового министра, то назначение Ольги Васильевой из администрации президента министром образования - это не формальное назначение. Это именно тот человек, который имеет большой опыт работы в образовании. Она там свой человек. Мало того, она пользуется авторитетом в академической среде. Я думаю, что очень важна преемственность вертикали власти, которая при Васильевой будет налажена.
Константин Калачёв, руководитель "Политической экспертной группы":
- Задача руководства министерства образования - приходить консенсусу между всеми его участниками. Отставка Ливанова связана с тем, что он не справлялся с консенсусом. В среде образования необходимы перемены, и надеюсь, что новый министр будет более успешен.
Александр Асмолов, российский психолог, политик, ученый, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова:
- Сегодня произошла не отставка Ливанова, а смена команды. Естественно это связано с предстоящими выборами и с усилением гуманитарного блока идеологии.
Алексей Кочетков, политолог, президент фонда "Народная дипломатия":
- Я думаю, что отставка министра образования Ливанова связана с предстоящими в сентябре выборами в Государственную Думу. Его фигура очень не популярна в народе в связи с его реформами в высшей школе, сокращениями филиалов институтов в регионах, единым государственным экзаменом и т.д. А партия власти "Единая Россия" прислушивается к мнению народа и перед выборами меняет непопулярных руководителей на новые фигуры.
Александр Асафов, политолог, аналитик:
- Отставка министра образования Ливанова - череда действий администрации президента и правительства по обновлению системы управления, которая показала к 2016 году свою неэффективность. И министерство образования оказалось ее самым слабым звеном. Сейчас решение президента будет воспринято как нападка на либеральное правительство Медведева. Но это его стратегия перед выборами.
К сожалению, Ольгу Васильеву я знаю мало, но исходя из ее послужного списка можно сказать, что она имеет большой административный опыт и надеюсь, что справится с задачей управления министерством образования лучше, чем Ливанов.
Профессор Владимир Андреев, кандидат филологических наук:
- Линией, которую проводил министр Ливанов, были очень не довольны высшие школы в столице и в регионах. Он вел себя очень высокомерно. Например, в Мичуринске объединили Мичуринский государственный педагогический институт, который относился к министерству образования, и Мичуринский государственный аграрный университет, который относился к Министерству сельского хозяйства. От этого пострадал бывший пединститут, который имел богатую историю, традиции, кадры, были уволены многие преподаватели с большим опытом работы из-за того, что МГПИ был присоединён к аграрному университету.
С уходом Ливанова, надеюсь, обстановка изменится. Ольга Васильева сама представитель высшей школы и, возможно, она с пониманием будет относится ко всему учебному процессу. Естественно, исправить ситуацию за один день не удастся, но постепенно образование нужно выводить на новый уровень и исправлять те ошибки, которые были сделаны при Ливанове.
Вячеслав Никонов, председатель комитета Государственной Думы по образованию, президент Фонда "Политика"; политолог, политический деятель, историк:
- Отставка Ливанова связана только с тем, что это решение Путина и Медведева. Но претензии, предъявляемые к бывшему министру образования, были связаны с тем, что у бывшего министра не было обратной связи с педагогическим сообществом, отсутствовала коммуникация, решения он принимал единолично.
Ливанов и Васильева совершенно разные люди. Надеюсь, что с приходом Васильевой ситуация в образовании изменится. Она очень опытный и хороший администратор, хорошо знает образование. А процесс по реформированию ЕГЭ сложный и его нужно решать коллегиально.
Александр Викторович Снегуров, заслуженный учитель РФ, историк, преподаватель центра № 2045 в Зеленограде:
- Когда Ливанов был назначен на должность министра, я был удивлён этим событием, его назначение вызывало сомнение. И действительно, за годы его правления образование затормозило. Хорошо, что эти изменения в худшую сторону признали. И если новый министр возьмётся за исправление этих недостатков - будет очень хорошо. Но уйдут вновь годы, чтобы исправить недостатки. Я считаю, что соединение образовательных учреждений в комплекс - форменное вредительство. В бывших детских садах сокращаются должности физруков, музруков, психологов, логопедов, что отрицательно сказывается на образовательном процессе учащихся. В нашем комплексе 2045, где я работаю, соединили три школы, и я узнал, что сокращают библиотекаря. То есть один человек в один день должен обслужить учащихся сразу двух школ. Это означает, что библиотекарь и там и там будет находится неполный рабочий день. Это неправильно - библиотеки должны быть открыты постоянно.
Эти реформы были насильно навязаны Москве, в связи с чем вынуждали уходить опытных педагогов с целью привлечения молодых кадров. Но на практике молодежь-то не пришла в том количестве, как предполагалось, а опытные педагоги покинули школы и уже не вернутся. При Ливанове директора превратились в менеджеров.
Если новым министром не будут исправляться ошибки Ливанова, то назначение будет выглядеть просто кадровой перестановкой перед выборами. Васильевой теперь в чём-то надо вернуться назад, а в чем-то идти вперед.
СПРАВКА "ВМ"
Дмитрий Ливанов
Дмитрий Ливанов родился 15 февраля 1967 года в Москве. В 1990 году он закончил окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов (МИСиС) по специальности "физика металлов». В 2004-2005 годах занимал должность директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики министерства образования и науки Российской Федерации.
До назначения на должность министра образования с 2007 года он работал ректором Национального исследовательского технологического университета "МИСиС", куда пришел с поста заместитеглавы министерства и образования России. Указом президента от 21 мая 2012 года был назначен на должность министра образования. Дмитрий Ливанов является автором 55 научных работ, в том числе 49 – в зарубежной печати.
Ольга Васильева
Ольга Васильева родилась в 1960 году. Закончила исторический факультет Московского педагогического института, является доктором исторических наук. С 2002 года заведует кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте России. Стала автором более 150 научных работ, в том числе семи монографий. Последние годы занимала должность заместителя начальника управления по общественным проектам в администрации президента.