По парижским лекалам

Общество

Закон, позволяющий каждому региону заявить права на культурное наследие федерального значения, был подписан накануне Нового года Владимиром Путиным. Крайний срок, установленный законом для утверждения перечня памятников, переходящих в региональную собственность, – полгода. Так что уже к лету списки памятников будут завизированы Белым домом, а юридически раздел вступит в силу с января 2008 года.После закрепления прав собственности на памятники власти Москвы разработают программу по воссозданию, реставрации и содержанию объектов архитектуры, находящихся в ведении города. Кроме того, отобранные на специальном конкурсе компании застрахуют памятники. «После оформления памятников в собственность города будет подготовлена программа по вложению средств в воссоздание и реставрацию памятников архитектуры, которые будут принадлежать городу, – сказал первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк. – Мы будем иметь полное право на пятистах памятниках выполнять работы за счет средств городского бюджета. Это наша ответственность за содержание, воссоздание и сохранение этих памятников истории и культуры».Московские власти уверяют, что программа реставрации памятников будет многомиллиардной. И подтверждают свои слова делом еще до того, как заветные списки прошли все инстанции. В то время как перечень памятников готовится к подаче в правительство, продолжаются грандиозные работы по возрождению музея-заповедника «Царицыно».И недавно строители преподнесли москвичам очередной сюрприз. Теперь попасть в усадьбу можно через парадно-входной зал дворцового ансамбля. Его появление стало вторым переломным событием в судьбе самого длинного российского долгостроя, для завершения которого потребовалось около 200 лет. К прошлому Дню города власти восстановили Хлебный дом Василия Баженова, а в самый канун Нового года первые посетители побывали в новом зале, расположенном в подземном пространстве, которого здесь никогда прежде не было.Главный вход в дворцовый комплекс теперь расположен в небольшом стеклянном павильоне, находящемся за парадной аркой галереи между Хлебным домом и Большим дворцом Матвея Казакова. Отсюда посетители на эскалаторах направляются в подземное пространство. На глубине 10 метров, куда посетителей спускает лифт, раскинулось пространство общей площадью 6 тысяч кв. м. Здесь – сувенирные лавки, книжные магазины, кафе и раздевалки. Весь комплекс выполнен в так называемом современном стиле: при отделке помещений использовалось сочетание стекла, мрамора, бетона и позолоты. Построен парадно-входной зал на месте бывшего управительского дома, навсегда утраченного 200 лет назад. Археологи раскрыли его фундаменты как раз в минувшем году и частично сохранили их для обозрения.Закончились к Новому году и работы по формированию внешнего облика дворца. Покрыт он фигурной кровлей с пирамидами башен, воссозданы белокаменные готические кокошники, пинакли, карнизы. Руководство города высоко оценило результаты работы архитекторов и строителей. «Без нового подземного комплекса Царицынский ансамбль был бы разрозненным. Закрытое пространство объединило главные здания усадьбы, – заявил в ходе осмотра новых сооружений мэр Москвы Юрий Лужков. – Успешно завершены все внешние работы по оформлению башен и кровли большого дворца, его облик уже сформирован, воссоздан по историческим документам. Мы создаем то, что будет украшать Москву, привлекать в наш город туристов».В ходе работы проектировщикам приходилось не раз делать нелегкий выбор. Например, какую кровлю восстанавливать на Большом дворце – ту, что первоначально планировал Казаков, или более простую – ту, что была построена в итоге? После долгих размышлений выбор все же был сделан в пользу замысла великого архитектора. Понятное дело, не все остались довольны таким выбором, но не исключено, что это связано не с фактической работой в «Царицыно», а с грядущим переходом музея в собственность города. И каким бы ни был выбор реставраторов, реакция была бы, скорее всего, той же.Еще одна непростая проблема возникла при проектировании главного входа. Прошли времена, когда «Царицыно» было практически безлюдным. После того как парк и дворцовый комплекс начали восстанавливать, музей превратился буквально в место паломничества москвичей. Людей так много, что устраивать «традиционный» вход – через парадные двери дворца – стало рискованно: при таком скоплении народа возможна давка. С подобной проблемой столкнулись в свое время власти Парижа, когда очереди в Лувр растянулись на километры.Для того чтобы облегчить доступ в главный музей страны и при этом сохранить облик дворца, мэрия Парижа решила создать под Лувром подземное пространство, в которое переехали кафе, магазины и гардеробы и через которое посетители сегодня входят в главное здание. Московские проектировщики решили не изобретать велосипед и применили такое же решение, что и их парижские коллеги. Небольшой стеклянный павильон нисколько не портит вид дворцового комплекса, не говоря о подземной части, – ведь снаружи ее попросту не видно – зато новый вход в комплекс сделал его не только удобнее, но и безопаснее для посетителей.Сегодня строителям есть чем похвастаться. При сооружении подземного комплекса было разработано 36 тысяч кубометров грунта, а на Большом дворце реставрировано около 8 тысяч квадратных метров поверхности белокаменных карнизов и декоративных деталей, выполнено более 7 тысяч квадратных метров медной кровли сложной формы.Работать со столичными властями способны только самые надежные партнеры, которые и проявляются в таких масштабных проектах. Поэтому можно с уверенностью сказать, что работа будет выполнена качественно и точно в срок – ко Дню города.«К 1 сентября 2007 года и Большой дворец, и еще 34 объекта на территории дворцового ансамбля «Царицыно» будут полностью воссозданы, – сказал префект Южного округа Петр Бирюков. – И это значит, что музей-заповедник уже в этом году по-настоящему засверкает, на все 100 процентов оправдывая уже полученное от гостей Царицына звание «жемчужины Москвы».

amp-next-page separator