Смех и боль «человека с молоточком»
Выпуская новый спектакль, главный режиссер «Покровки» Геннадий Шапошников ни на минуту не забывал, что автор рассказов «Длинный язык», «В номерах», «Комик», «Хористка», «Забыл» обладал превосходным чувством юмора. Чехов виртуозно умел подмечать нелепое и курьезное в самых обыденных ситуациях, предметах и характерах. Шапошников прошел этим же путем, продолжил тему спектакля Сергея Арцибашева «О вреде табака» — новая постановка вполне могла бы называться «О вреде алкоголя».
Мизансценическая конструкция Шапошникова тяготеет к лучшим образцам модерна — рассказы, представляющие самостоятельные блоки, соединены сквозной идеей. Она изящно реализуется с помощью двух основных персонажей. Мурашкина (Татьяна Швыдкова) — экзальтированная графоманка, «разрешившаяся от бремени драмой», врывается в дом ошарашенного писателя (Владимир Щербаков) с намерением прочитать ему свою новую пьесу целиком. Павел Васильевич терпеть не может никакие произведения, кроме собственных, и всячески пытается улизнуть.
Но полногрудая дама торсом заслоняет несчастному путь к отступлению. Герои ее фантазий выпрыгивают из толстенной тетрадочки, словно черти из табакерки. Замечательно, что сама Мурашкина их не видит, вступают они в контакт лишь с писателем, а потом проваливаются в небытие. В этом месте невольно вспоминается захаровское «Обыкновенное чудо», когда герой Янковского с веселым изумлением наблюдает за порожденными его фантазией персонажами, «которые приходят и остаются сами».
Так Павел Васильевич завороженно наблюдает полет гигантской зеленой мухи (актриса Елена Ходунова). С удивлением взирает на обманутую даму (неподражаемая Наталья Гребенкина), которая врывается в дом любовницы своего мужа (Валерий Ненашев) и виртуозно разводит соперницу (Катарина Погорелова) на кругленькую сумму.
Рядом Наталья Михайловна, вернувшаяся из Крыма, докладывает мужу Васечке о «безнравственной мерзавке» Юлии Петровне, упавшей в объятия своего проводника-татарина. Но в ревнивых мыслях мужа проводник Сулейман (Никита Кондратенко) в роскошном татарском халате и чалме тут же превращается в донжуана, нежно обнимающего его собственную пассию. Вот ведь куда может завести впечатлительного мужчину болтливый женский язычок! А рядом «В номерах» высоконравственная полковница Нашатырина (Татьяна Насташевская) пытается пристроить свою инфантильную дочь в жены забулдыге и картежнику — штабс-капитану.
Причем сам штабс-капитан (Михаил Сегенюк) в этот момент пьяный валяется у нее же под столом. Пьяный, но ведь холостой же! Прекрасны актерские находки неповторяющихся Евгения Булдакова и Сергея Ищенко.
Убедительны Юрий Финякин и Александр Борисов. С их помощью кипят страсти, закручиваются интриги, идет игра — в будуарах и магазинчике нот, тиши домашних кабинетов и в аллее парка. Кому-то из чеховских героев нужны деньги, кому-то — романы, кто-то ищет отмщения, кто-то — власти и признания. Словом, того, без чего жизнь кажется пресной и скучной.
Но спектакль Шапошникова при всей комедийности — серьезное размышление. Чехов, этот великий исследователь душ человеческих, «человек с молоточком», умело подмечал пошлость, глупость, алчность, но вместе с тем любил своих героев горькой и верной любовью. Он писал о мелочах жизни не потому, что не видел ничего крупнее, а потому, что ставил задачу показать Россию такой, какой она была. Узнаваемой и сегодня.