В Государственном историческом музее открылась выставка «К пользе и славе России»
Позапрошлый век был расцветом русской культуры и русского офицерства. Как сказал "ВМ" директор ГИМ Алексей Левыкин, большинство художников и скульпторов – офицеров русской армии – совмещали военную карьеру и художественную деятельность, одновременно достигая побед в битвах и военных походах, и удостаивались высоких званий в Императорской академии художеств.
Здесь, на выставке впервые можно увидеть посмертную маску Николая I – однобокое трактование его значения для российской истории, искусственно навязанное советской историей, сейчас пересматривается. Выставлены картины императора, рисунки, наградное оружие, офицерская форма.
Выставку посетил заместитель министра обороны Российской федерации, генерал армии Николай Панков.
- Русское офицерство внесло огромный вклад в развитие культуры нашей страны, выступая и как заказчик, и как исполнитель – не будь заказов от русских офицеров, такой известной кубачинской школы оружия бы не существовало, - сказал во время торжественной церемонии открытия замминистра.
На выставке представлены не только экспонаты ГИМ, но и двух частных коллекционеров – Алексея Егорова и Константина Журомского. Примечательно, что предметов из их собраний значительно больше, чем экспонатов ГИМ. Публику потрясла бронзовая миниатюра, выполненная подполковником 3-го драгунского Елисаветградского полка Петра Самонова «Казак на коне, закуривающий трубку». Скульптура выполнена в мельчайших подробностях – Самонову удалось изобразить не только стежки на одежде, гвоздики на каблуках и подковах, но и крохотную бронзовую спичку, зажатую в руках у всадника. Бронзовая скульптура размером 41.5х41х14.5 сантиметров отлита, предположительно, на фабрике Карла Верфеля.
Москвич Константин Журомский много лет собирает и пропагандирует русское искусство и все, что связано с российской армией. Иногда его собрание пополняется совершенно случайно и помогает большему пониманию истории.
- На небольшом рисунке (21х17.5 сантиметров) 1832 года изображен человек без правой руки, – сказал «ВМ» Константин Журомский. - Это автопортрет Евграфа Романовича Фон Рейтерна, ротмистра лейб-гвардии гусарского полка. В битве под Лейпцигом в 1813 году он был тяжело ранен и потерял руку. Но не оставил военной службы – научился писать и рисовать левой рукой, был адъютантом у генерал-фельдмаршала Барклая-де-Толли. Его картины есть во Всероссийском музее А.С.Пушкина, под конец жизни он был придворным живописцем Николая I. Рисунок я обнаружил в Рязани, он был запрятан в старых бумагах, найденных на чердаке, подпись крайне неразборчива и была почти скрыта грязью. Я его бережно отреставрировал и с удовольствием показываю москвичам.
Но, к сожалению, увидеть всю нюансы великолепных бронзовых миниатюр сложно из-за старого освещения. Чтобы рассмотреть бронзовую спичку, надо светить фонариком сверху, а мельчайшая деталировка миниатюр видна только если освещать их дополнительно.