Небесные яблоки на снегу. В Подмосковье прошел двенадцатый фестиваль воздухоплавателей
Многих пилотов я знаю почти 20 лет. С кем-то летал на соревнованиях, у кого-то работал в наземной команде. Однажды полетал на аэростате, проще сказать — воздушном шаре, и заболел небом навсегда. Помню, тогда еще Коля Рябцев, один из организаторов тех соревнований, смеясь заметил — дескать, не ты первый, кого небо в свои объятия приняло и теперь уже не выпустит.
Мои воспоминания обрывает телефонный звонок. Это же надо! Коля Рябцев!
— Андрюха, ну ты помнишь — завтра в одиннадцать у танка на Рогачевском шоссе! Только теплее одевайся обязательно.
Наверное, не я один сейчас думаю о предстоящем аэрошоу. Теперь никто толком и не вспомнит, почему рождественские встречи воздухоплавателей называются «Яблоки на снегу».
Версий много. Но мне нравится одна. 12 лет назад у стелы легендарного танка Т-34, что на Рогачевском шоссе у Канала имени Москвы, собрались несколько пилотов тепловых аэростатов. Решили полетать. Остановились на горе у памятника нашим танкистам, которые в ноябре 1941 года не дали замкнуться кольцу вокруг Москвы.
Выбирали на горе место для старта. И в это время у кого-то в машине по радио зазвучал популярный тогда шлягер «Яблоки на снегу». Вот и повелось — каждый год в Рождество устраивать воздушную «яблочную фиесту».
Народу у нашего танка собралось много. Пилотов — 17 человек, жены, дети, друзья. Шум, гам, обнимашки и поздравления с праздником!
Но летать будем не просто так. Организаторы устроили соревнования среди пилотов. Одно из упражнений, которое входит в разряд мирового первенства, называется «Погоня гончих псов за зайцем» или «Поймать зайца» — кому как больше нравится. Суть в следующем: один из пилотов на своем монгольфьере уходит со стартовой площадки первым. Это и есть «заяц».
Летит себе вперед по воле ветра, выбирая площадку для посадки. Приземляется где-нибудь в чистом поле, на опушке леса или проселочной дороге и выкладывает на земле крест 6х6 метров. Это цель. Остальные пилоты — «охотники» за «зайцем» — летят по его маршруту. Ищут крест.
Подлетают к нему как можно ближе и бросают в центр креста маркер — небольшой мешочек с песком, к которому привязана оранжевая лента с номером воздушного шара. Кто ближе кинул свою «бомбу» к центру креста, тот и победил — то есть «поймал зайца».
У каждого пилота своя тактика, свои хитрые «охотничьи» приемы. Это только кажется, что все так просто. Ничего подобного. У теплового аэростата нет собственного двигателя. Он летит только по воле воздушных потоков. На каждой высоте они разные. Могут двигаться в противоположные стороны. Сумел поймать нужный — молодец, не сумел — пролетел мимо.
Сегодня «заяц-побегаец» — председатель правления Федерации воздухоплавательного спорта города Москвы Андрей Антонов. Он в ярких желтых штанах, чтобы издалека было видно начальство. Но делать два «ку» (как в фильме Георгия Данелии «Кин-дза-дза») необязательно.
Я лечу с Олегом Левдиным. Вместе в корзине впервые. Наблюдаем за «зайцем» — прикидываем его высоту, чтобы повторить маршрут и точно выйти на цель.
В нашу корзину запрыгивают двое — Рита и Николай. Этих парашютистов нам «подогнали» организаторы фестиваля. Настроение, замечаю, у Олега портится. И вот почему.
Когда парашютист покидает корзину, шар теряет вес, равный парашютисту, и резко взмывает ввысь, отчего происходит воздушный динамический удар по оболочке шара. Он как бы сплющивается и может потерять аэродинамическую устойчивость — свернется в спираль и рухнет на землю.
Чтобы безопасно выбросить парашютистов и самим при этом не упасть, я пытаюсь все это доходчиво объяснить Рите и Николаю. То есть как мы по очереди будем их выбрасывать из аэростатной корзины.
Сначала наберем безопасную высоту — 300 метров, потом начнем резко снижаться. По команде пилота будет прыгать первый парашютист. Потом снова наберем высоту, опять снизимся и выкинем второго.
Олег молча кивает. Мол, все правильно инструктирую.
Летим. Ребята прыгают без запасных парашютов. Да на малой высоте они и не нужны — все равно не успеешь воспользоваться.
Набрали нужную высоту. Первой «упала» Рита. Отследили ее до момента касания с землей. Теперь — Николай. Ну, этот — вообще экстремал. Открыл парашют у самой земли.
Олег даже перекрестился. Все живы, слава богу. Но в охоте на «зайца» мы уже не участвуем. Поднимаясь и опускаясь, мы потеряли нужные нам потоки. И несемся с скоростью 30 км/час — в противоположном направлении. Единственно, что можем предпринять, это совершить маневр «Локоть» — то есть снизиться и поймать обратный поток. Но время потеряно. До цели не дотянем. Пройдем почти в километре от «креста».
Садимся на проселочную дорогу. Олег гасит купол, я открываю выпускной клапан, освобождая оболочку от горячего воздуха. Полет закончен.
— Андрей, без тебя я бы не смог так профессионально провести десантирование, — улыбается радостно Олег. — Первый раз у меня с борта прыгали. Спасибо, брат!
Мы обнялись. Еще один друг на века из воздухоплавательной братии.
Вскоре подъехала наша команда подбора.
Собрали наш «Апельсин», поехали к танку.
Спортивный судья первой категории Дамир Менгазетдинов и Илона Газатуллина — сегодня это наши Дед Мороз и Снегурочка — вручают подарки победителям.
Самым метким стрелком по «зайцу» стал пилот Андрей Галинский . Результат — 8 см от центра креста. Вторым — Павел Трафимов, 80 см. Третьим — Иван Меняйло, 92 см. Ну и конечно — брызги шампанского, яблоки в корзине на угощение всем участникам и гостям.
Смех. Шутки. Разбор полетов. Знакомлюсь с единственной в нашей воздухоплавательной компании женщиной — пилотессой Наталией Ивановой.
— Занимаюсь воздухоплаванием с 2007 года, — рассказывает Наталия. — Участвовала в двух чемпионатах мира по воздухоплавательному спорту среди женщин. Стала чемпионкой Воронежской области.
А на этом соревновании — «Яблоки на снегу» — она впервые.
Быстро смеркалось, и вскоре все разъехались. Лишь алые гвоздики у памятника Т-34 и несколько красных яблок на снегу напоминали о нашей встрече.
СПРАВКА
Воздушные шары иначе называются аэростатами. В переводе с греческого слово «аэростат» означает «неподвижно стоящий в воздухе». Неуправляемые аэростаты называются «монгольфьерами» или «шальерами»по именам их изобретателей. Впервые в России полет воздушного шара без пассажиров продолжительностью 6 часов осуществил француз Минель 30 марта 1784 года.
При Александре I появилась идея вооружить воздушными шарами русскую армию. Однако далее пробных полетов не продвинулись. Первым российским воздухоплавателем стал штабс-лекарь Кашинский — в 1805 году самостоятельно совершил полет.