От Японии до Канады
[b]По «гамбургскому счету», Чеховский фестиваль давно уже вошел в так называемый Золотой клуб фестивалей наряду с Авиньонским, Эдинбургским, Парижским осенним.[/b]Откроется фестиваль прогремевшим на весь мир «Лебединым озером» Мэттью Боурна. Этот балет получил около 30 международных наград Америки, Англии и Японии. Обреченная, запретная любовь и попытка уйти за границы дозволенного – вот что услышал Боурн в музыке и судьбе Чайковского и о чем поставил свое «мужское» «Лебединое озеро».Вместо лебединых пачек – брутальные мужские торсы (образ этих мстительных и сильных лебедей навеяли Боурну «Птицы» Хичкока). Белая, жертвенная Одетта и черная коварная Одилия превратились у Боурна в Лебедя (который является теряющему рассудок Принцу во сне, полном муки и счастья, а затем мерещится наяву) и похотливого, но харизматичного Незнакомца (который заправляет пьяной пирушкой с фашистским душком и пристает к каждой женщине, включая Королеву).Роберт Стуруа привезет в Москву «Невзгоды Дариспана» Давида Клдиашвили и «Сладковато-печальный запах ванили» Ираклия Самсонадзе. Последний спектакль спешно заменил в афише приглашенного было «Солдата, любовь, охранника и президента» по пьесе Лаши Бугадзе – грузинская сторона посчитала, что негоже в нынешней ситуации везти в Москву сатиру на своего президента, хотя спектакль вышел замечательный.Знаменитый кукольник (он же дизайнер, хореограф, сказочник и исследователь) Филипп Жанти приглашает нас на «Край земли» в компании с лысыми комарами, гигантскими ладонями, полиэтиленовыми облаками, человекогусеницами, мужчиной и женщиной и совершенно запредельными визуальными фантазиями.Деклан Доннеллан покажет своего «Цимбеллина» – политический памфлет, жесткий и мрачный, который держится не на спецэффектах или декорациях, а на точной, ясной и обжигающей мысли.82-летний патриарх мирового театра Питер Брук привозит два «простеньких» спектакля. «Сизве Банзи мертв» – где два органичных африканских актера разыгрывают историю бедолаги, который посеял свои документы, а жить под чужими, потеряв родовое имя, по африканским традициям означает смерть. Второй спектакль– «Великий инквизитор» со знаменитым Морисом Бенишу, давним соратником Брука, – часть трилогии о религиозной нетерпимости.Пина Бауш представит свою «Мазурку Фого» – огненную мазурку, гимн португальской культуре, чьи актеры дефилируют в роскошных платьях из надувных шаров, бурно проводят время на каменистой круче от художника Петера Пабста, танцуют в ритмах томного фадо и жаркого бразильского карнавала.Впервые в России высадится мощный десант канадского театра во главе с его главной надеждой – Робером Лепажем. Лепаж привозит сразу четыре спектакля, главный из которых «Трилогия драконов» – шестичасовая сага о ХХ веке, о Западе и Востоке, о человеческих судьбах и дыхании истории. В «Трилогии драконов» говорят на английском, французском, квебекском диалекте, даже китайском и японском, но зритель не теряется в этом вавилонском столпотворении языков, потому что все они переведены на язык настоящего театра.На афише Чеховского фестиваля, который в этом году посвящен памяти Кирилла Лаврова, его бессменного президента, нет ни одного «проходного» названия – или новая работа театрального гуру, или спектакль, который гремит по миру уже не один год, или совершеннейшая экзотика, или эксклюзивная продукция.