На фестивале дали всем понемногу
В числе поклонников картины – и ваша покорная слуга, которая сочла фильм Сторожевой лучшим из конкурсной программы еще задолго до торжественной церемонии закрытия в «Пушкинском». В этой пронзительной поэтической новелле блистательно сыграли в любовном дуэте Ксения Кутепова и Дмитрий Дюжев. Жаль, что мы их не увидели на закрытии…А талантливую Сторожеву мы помним еще по фильмам Киры Муратовой – там она снималась как актриса. На ее счету 25 телевизионных документальных лент (сценарист и режиссер), пять игровых фильмов, среди которых «Небо. Самолет. Девушка» и «Греческие каникулы».Конечно, очень странно, что отмеченная за «лучший фильм» Сторожева не получила «Георгия» за «лучшую режиссуру». Его увезет в Италию Джузеппе Торнаторе за «Незнакомку» – затянутую «мыльную» мелодраму с пошлыми флэш-бэками, которую спасает, пожалуй, лишь присутствие в кадре Ксении Раппопорт. Не зря, получая приз, который ему вручил Эмир Кустурица, Торнаторе сказал, что посвящает свою победу актрисе (впрочем, слабость Михалкова ко всему итальянскому общеизвестна).Кстати, о Кустурице. Прилетев снова в Москву, чтобы встретиться с Владимиром Путиным в Ново-Огареве за день до закрытия, режиссер на этот раз блистал новым костюмом в серо-зеленоватых тонах. И официально объявил со сцены, что «сменил дизайнера»:– Никита, братушка, ты не мой дизайнер, прости! Изменил тебе!А вот на встречу с президентом хулиганистый классик тем не менее прибыл в весьма демократичной спортивной куртке. Чем выделялся среди принаряженных приглашенных звезд кино – рядом с Путиным сидели Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, неподалеку – сам Михалков со светским идолом Ренатой Литвиновой. Путин пообещал, что Дворец фестивалей вырастет вскоре на Пушкинской набережной Парка Горького.Сама церемония закрытия оказалась приятно лаконичной и достаточно предсказуемой. Конечно, уважили Клода Лелюша – показали его отрывок из знаменитого каннского киноальманаха, снятого разными режиссерами.По всей этой совокупности, а также потому, что в день закрытия был показан новый фильм мастера «Железнодорожный роман» с неподражаемыми Домеником Пиноном и Фанни Арданв главных ролях, Михалков доверил Лелюшу и Пинону вручать приз в разделе «Перспективы» – создателям латвийского фильма «Монотонность» (режиссер Юриус Поскус).Эта лента о поисках смысла жизни молодой девушкой получила высокую оценку Лелюша («фильм снят очень хорошо, интересное видение мира») плюс сертификат на 10 тысяч метров пленки «Кодак».Переходя к главной интриге, Фред Скепси признался, что члены жюри «провели замечательную неделю, посмотрели замечательные фильмы». И героически заседали в финале, побивая все рекорды, – пять часов!– Сегодня мы не можем дать приз каждому человеку, который его заслуживает, – сказал Скепси. – Но важно, что ни разу мы не голосовали единогласно. И это говорит об уровне конкурса.Церемонию несколько смазало отсутствие «получантов»-актеров. И лучшая актриса – венгерка Кирсти Стубо из «Опиума», и «лучший актер» – француз Фабрис Лукини из «Мольера» уехали из Москвы, не дождавшись своего звездного часа.Зато очень обрадовался Алеко Цабадзе, получивший спецприз жюри за грузинский фильм «Русский треугольник» – драматичную историю о жертвах чеченской войны с Константином Хабенским и Артемом Ткаченко в главных ролях.А потом Михалков благодарил свою команду, собравшую фестиваль за столь короткий срок (как мне признался один из отборщиков – за месяц!). Особенно – Кирси Тюккюляйнен….– Теперь на три года у нас точно будет финский порядок, – пошутил президент. И уже серьезно привел свои любимые цифры, которые то и дело срывались у него с уст в последние дни: – В три раза увеличилось число зрителей – их теперь около 100 тысяч. Из них 21 тысяча посмотрели наши картины. А всего фильмов показано около двухсот.– Надеюсь, что получившие призы довольны, – сказал Михалков. – Ведь программа – просто уникальная, за долгие годы мы не собирали ничего подобного. Хочу поблагодарить жюри за огромную, серьезную и честную работу.В ответ Скепси неожиданно выступил со смелым предложением. Поскольку Россия – страна с богатыми литературными традициями – надо давать призы и за лучший сценарий.Никита был щедр на обещания:– Мы сделаем это!Настал черед почетного приза имени Станиславского «Я верю!» – за выдающееся актерское мастерство. После некоторой возни со стульями нам показали под балалайки нарезку из старых картин с Даниэлем Ольбрыхским. Идея была бы, безусловно, хороша, ежели бы была раза в три лаконичней… А получился утомительный панегирик. Пан артист в ответном алаверды вспомнил бесшабашную московскую юность, даже детство:– Мы встречались, выпивали, шалили… Но умно, посмотрите на нас сейчас.Он напомнил, как часто приезжал в Москву, пока не ударился в политику и не стал членом «Солидарности». И как настоящий патриот переехал в Париж.Особо сентиментальные персонажи в зале растрогались, когда актер стал цитировать письмо Окуджавы и рассуждать о смысле счастья, закончив свой спич слегка «переполяченной» цитатой из Булата Шалвовича – о том, что пока еще хватает веры и огня – «дай же ты всем понемногу – и не забудь про меня…»То, что всем дали понемногу на 29-м ММКФ – это факт. Так, приз международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ достался картине Ларисы Садиловой «Ничего личного». Я бы ее назвала – «Ничего особенного». А приз зрительских симпатий разделили «Незнакомка» и «Мольер» – ленты яркие, зрелищные, хорошо «намыленные».Что же в «сухом остатке»? Очень простые вещи.Новая команда работает значительно лучше старой. Фильмы конкурса и не только (одна гениальная аргентинская «Антенна» чего стоит!) стали интересней, актуальней. Может быть – более спорные (что иллюстрирует обилие картин на модную «голубую» и «абортную» проблематику).Организация просмотров – более продуманная. Все почти показы происходят в разных залах «Октября». Светская жизнь – менее пафосная и изматывающая. Изменение логотипа и эмблемы смотра – только на пользу.Все вышесказанное делает законным пребывание ММКФ в категории «А». Но чего до сих пор отчаянно не хватает похорошевшему смотру – так собственной идеологии. Какое кино здесь все-таки судят – европейское или азиатское? Арт-хаусное или зрительское? Новое или традиционное? Похоже, с этими вопросами Михалков и его команда будут разбираться еще не один год.…И как наглядная картинка к теме – в антракте стремительно убегающий от толпы фотографов по красной лестнице Кустурица, прижимающий к себеведро поп-корна…Прости, братушка Никита!