Иероглифы, понятные без перевода
[b]На уходящей неделе в Книге почетных гостей города Москвы появилась самая значительная запись из всех – так, во всяком случае, ее оценил Юрий Лужков. Эта запись появлялась довольно долго – ее выписывали тщательно, аккуратно. Одно неверное движение могло бы изменить весь ее смысл. Таковы китайские иероглифы. Автор записи – мэр Пекина Ван Цишань – прибыл в наш город во главе многочисленной делегации, чтобы открыть Дни китайской столицы.История пяти тысяч и десяти лет[/b]История отношений Москвы и Пекина уходит в глубокое прошлое. Конечно, не такое глубокое, как история собственно Москвы, и уж тем более не такое глубокое, как история китайской государственности, насчитывающей 5000 лет. И тем не менее многие нынешние руководители КНР проходили обучение в Москве и питают к нашему городу самые теплые чувства.Юрий Лужков впервые побывал в Пекине в качестве мэра в 1995 году, и с этого времени были реализованы уже пять «Программ сотрудничества», а обмен делегациями стал практически ежегодным. Пекин очень хорошо помнит, что именно на Московской сессии МОК в 2001 году было принято решение о проведении Олимпийских игр 2008 года в Пекине, причем мнение России в пользу кандидатуры китайской столицы сыграло тогда свою роль.Дни Пекина в Москве также имеют свою историю – впервые они прошли шесть лет назад, с 14 по 21 июня 2001 года, и запомнились многочисленными культурными событиями, а особенно поразившим воображение москвичей фестивалем воздушных змеев в Тушине. Дважды – в 1999 и в 2006 годах – проходили Дни Москвы в Пекине. На встрече с Ван Цишанем Юрий Лужков назвал прошлогодние Дни очень удачными, так как помимо культурного и торгового общения им удалось привнести в московско-пекинские связи значительную инвестиционную составляющую.Один из примеров такой деятельности – китайский деловой центр «Парк Хуаминь».Программа нынешних Дней Пекина в Москве оказалась очень насыщенной и разнообразной, но при этом подчиненной одной главной идее – предстоящим в будущем году Олимпийским играм. В том, что значат эти игры для пекинцев и всего Китая, можно разобраться на выставке, развернутой в Центре всемирной торговли на Краснопресненской набережной. Там представлены официальные символы Олимпиады2008, сувениры, макеты спортивных сооружений, многочисленные фотографии и статистические данные, из которых становится понятно, что в 2001 году для Пекина начался новый отсчет времени. Конечно, Китай готовился к своей Олимпиаде все пять тысяч лет (если судить по продуманности и тщательности), но именно с 2001 года Пекин начал свое преображение в олимпийский город, мировой мегаполис.Результаты видны на выставочных фотографиях. Первое, что бросается в глаза, – это даже не небоскребы, а зелень, в которой утопают эти небоскребы. А еще – счастливые лица людей, практически вытеснившие из фоторяда официоз. Если лет десять назад портреты на китайских фотовыставках чаще показывали сосредоточение в занятиях гимнастикой, то теперь Пекин демонстрирует людей, сидящих в баре, катающихся на роликах или играющих в шоску.Впечатляют и цифры экономического роста – и опять-таки здесь за точку отсчета принят 2001 год. Прирост пекинского ВВП в районе 11–13% ежегодно привел к тому, что его удвоение уже произошло; а численность граждан России, посещающих Пекин ежегодно, выросла даже в три раза (с 50 до 150 тысяч человек). В олимпийский год китайская столица рассчитывает принять полтора-два миллиона гостей и вряд ли испытает значительные сложности с их размещением. Где еще найдешь такой город, в котором ежегодно возникает до 300 тысяч новых рабочих мест и, соответственно, до миллиона-полутора жилых? Наверное, только в Китае.Очевидно, Пекин уже перерос Москву – по самым скромным оценкам, в нем живет уже 15 миллионов 810 тысяч жителей (эту скромную оценку дал сам мэр Ван Цишань). И одной из основных проблем города является транспортная инфраструктура – именно о ней и спросила Юрия Лужкова китайская журналистка на брифинге по итогам переговоров двух мэров. Подходы обеих столиц к решению транспортных проблем созвучны – ведь оба города перенасыщены историей, и кардинальная трансформация их центральных частей попросту неприемлема, следовательно, транспорт должен уходить под землю. И здесь пекинцам может очень пригодиться опыт московских метростроевцев, ведь пока что, несмотря на огромные темпы строительства, этим видом транспорта охвачены пока что менее 10% жителей китайской столицы.А Москве стоит начинать изучать пекинский опыт в деле привлечения иностранного туризма – здесь у столицы КНР за последние годы огромные достижения. Ох и непросто было сделать этот город понятным для иностранцев, и все-таки, судя по представленным материалам, это вполне удалось.Самым феерическим событием Дней стало их торжественное открытие в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко с гала-концертом мастеров искусств пекинских театров.Может, мы уже подзабыли за валом информации о грандиозном экономическом росте и доминировании на рынке потребительских товаров, что в первую очередь Китай – страна с уникальной культурой. Хорошо, что сами китайцы этого не забыли; более того, многие из показанных в Москве творческих коллективов вряд ли могли бы существовать в условиях «хозрасчета и самофинансирования». То, что Москва увидела на гала-концерте – явно плоды государственной программы поддержки культуры, нацеленной на то, чтобы показать миру современный и вместе с тем уважающий традиции Китай, а Китаю – все лучшее, что есть в мировом искусстве.Примером такой политики стал молодой блондин совершенно славянской внешности, который во время выступления китайского струнного квартета появился в зале с баяном и дополнил звучание скрипок своим инструментом. Выйдя на сцену, он на чистом китайском – а затем и на чистом русском – рассказал историю. Шесть лет назад (все в том же 2001 году) он, москвич, был приглашен в Пекин, где в местном музыкальном учебном заведении возглавил отделение баяна и аккордеона. Оказывается, интерес китайцев к русской культуре и особенно музыке (как народной, так и современной) по-прежнему велик, что и продемонстрировал юный китайский певец, под аккомпанемент скрипок и баяна «один в один» исполнивший известный концертный номер Витаса на русском языке.Этим «русская часть» гала-концерта отнюдь не исчерпывалась. Молодые китайские артисты станцевали великолепную «Калинку», а когда на сцену вышли две девушки в белом (ансамбль называется несколько непривычно для нас – «Черные утки») с песней «Подмосковные вечера», тут уж не выдержал и вышел на сцену сам мэр Юрий Лужков. Песню (которую, судя по программке, «любят в Китае старые и молодые») допели даже не втроем – ее подхватил буквально весь наполненный до отказа зал театра.Другие номера гала-концерта раскрыли «тайну» Дней – почему в состав делегации вошли аж 300 человек и кто эти люди.Подавляющее большинство из них – артисты, а если точнее – артистки. Мэр Ван Цишань привез в Москву традиционную китайскую оперу, балет, цирк: все это было насыщено до предела светом и яркими красками, прекрасно срежиссировано и отрепетировано до полного блеска. Москвичей порадовала группа акробатов, соорудивших на видавшей много театральной сцене пирамиду в четыре яруса.Но особенно хочется отметить два фрагмента гала-концерта – «традиционный номер Гунзу», в котором восемь танцующих и исполняющих акробатические трюки девушек жонглируют на веревках бамбуковыми катушками, и тысячерукую богиню милосердия Гуаньинь, показанную театром инвалидов. Если бы в программке не было указано, что в нем выступают глухонемые актеры, никто бы в зале не догадался, почему на краях сцены помимо 21 юноши и девушки, составляющих «тело» тысячерукой богини, присутствуют еще две девушки-«дирижера» – настолько безукоризненно попадали в музыку синхронные движения этого коллектива.Завершился гала-концерт новой олимпийской песней «Один мир, одна мечта» (снова обратимся к китайской программке: «Она вносит спектакль в разгар,» – может быть, не совсем правильно с точки зрения норм русского языка, но как мы бы сами написали хоть что-то на китайских иероглифах?).На сцену вышли все участвовавшие в концерте артисты, к ним присоединились мэры двух столиц, которые решили лично выразить свое восхищение продемонстрированным искусством. Не впадая в сантименты, скажу: шоу было из разряда тех, что запоминаются навсегда. Впрочем, не исключено, что через год мы увидим тех же артистов, но уже по телевизору – ну какая Олимпиада без торжественного открытия?