Уходящие за традицией
[b] Древние греки ходили в театр дважды в году, но зато это был нон-стоп, продолжающийся по несколько дней. Государство относилось к театру, как к священному ритуалу, и оплачивало зрителям (!) четырехдневный театральный «отгул». С тех пор, как говорится, много воды утекло. Но вернутся к священному таинству театра стремятся самые разные режиссеры.[/b]Один из них – японец Тадаси Сузуки. Всю жизнь он ставит четырех авторов – Еврипида, Шекспира, Чехова и Беккета – на других не отвлекается.Действо, которое он привез на Чеховский фестиваль, называется «Идущие и уходящие: возвращение традиций» и состоит из двух частей. Первое отделение – «Гятэйгятэй» – буддийская ритуальная музыка. Час двадцать, варьируя композицию из трех максимум нот, группа «Сингомсёмё» исполняет ритуальные песнопения, а коротко стриженная и погруженная, кажется, на самое дно священнодействия Мидори Такада играет на перкуссиях – завывает ветром, звенит летним дождем, гремит громом и пугает камнепадом. Сюда надо добавить неизменный атрибут многих спектаклей Сузуки – инвалидные коляски, на которых отрешенно пересекают сцену из кулис в кулисы сначала мужчины с помощью женщин, потом женщины, которые, сидя в колясках, отталкиваются пуантами, затем мужчины, которые катят коляски с «безногими» балеринами (одна нога безжалостно подвернута, вторая продолжает трогать пуантом пол), и наконец, мужчины с пустыми колясками. Депрессивное, ой, депрессивное видение мира привносит в священный ритуал Сузуки-сан.Второе отделение отдано «Вакханкам» Еврипида, переименнованным в «Бога вина Диониса», культовую трагедию Древней Греции. Бог вина Дионис покарал двоюродного брата, царя Немфея, за гордыню и нежелание признать дионисийские игрища, освобождающие людей от оков разума. Собственная мать Агава, в вакхическом безумии принявшая сына за льва, снесла ему голову и долго хвасталась добычей. Пока ее отец, дед обоих братьев, тщетно пытавшийся примирить царя с богом вина, не открыл глаза на содеянное злосчастной матери. Все это стоит увидеть, чтобы понять, в чем воздействие японских актеров, особенно выпестованных по собственной системе Тадаси Сузуки в театральном центре Сидзуока.Здесь человеческая концентрация энергии в почти неподвижных актерах, которая способна «пробить» и статику позы, и статику маски-грима и выплеснуться в зал. Скоро Сузуки будет ставить спектакль в театре на Таганке (Юрий Петрович Любимов, конечно же, был в зале). И за таганских актеров можно только порадоваться – каков бы ни был результат, школа Сузуки не пройдет для них бесследно.А что касается зрителей, то им гарантирован максимальный отрыв от «актуальности», суеты и космических скоростей дня сегодняшнего. Кто готов к этому – сегодня в театре им. Моссовета «Идущие и уходящие» играются последний раз.