Ангельское вмешательство
В России имя этого мастера, к сожалению, известно мало, хотя именно фильм «Ангелы возмездия» открывал МКФ в Каннах в 2006 году, а в Роттердаме и Париже с успехом прошли его ретроспективы. Картины «Жестокая игра» (1983) и «Белая свадьба» (1989) принесли ему всемирную известность, а лента «Тайные страсти» (2002) демонстрировалась, как и «Ангелы возмездия» (под названием «Ангелы истребления»), в программах «Аифория» и «Эйфория» на московских МКФ.Герой фильма, кинорежиссер Франсуа (Ван Ден Дрисхе), подбирая девушек для своего фильма, просит их на кинопробах изображать оргазм. Одна из них так входит в роль, что впервые достигает эйфорического состояния на его глазах и под пристальным взглядом камеры. Позднее они случайно встречаются на улице, и девушка обвиняет Франсуа в том, что он травмировал ее. Франсуа оказывается (по маркизу де Саду) интересно подталкивать людей к тому, чтобы они нарушали правила морали, но при этом не по своей воле.Франсуа так заинтригован этими кинопробами, что находит продюсера, готового финансировать проект, исследующий женскую сексуальность. Интересно, что не так давно и сам Бриссо оказался участником судебного процесса, когда молодые актрисы обвинили его в сексуальных домогательствах во время кинопроб. Возможно, что идея снять «Ангелы возмездия» именно тогда пришла в голову Бриссо.В картине режиссер Франсуа одержим творческими муками, пытаясь любой ценой добиться от актрис откровенного самовыражения. Он заставляет их не только заниматься мастурбацией перед камерой в специальной комнате отеля, но и предаваться лесбийским утехам. Но результат оказывается неожиданным: бывшая официантка Стефани не на шутку влюбляется в знойную партнершу Шарлотту, а малоизвестная актриса Жюли тайком испытывает сильную неутоленную страсть к режиссеру.Франсуа обнаруживает, что разбудил в девушках демоническое начало, которое в них по сюжету лелеют два падших ангела – ангелы возмездия. Девушки устраивают истерики, рушат декорации, подают на Франсуа в суд и даже пытаются засадить беднягу в тюрьму ( при содействии дружка из полиции). Его бросает оскорбленная жена-ассистентка, а потом какие-то люди в масках избивают битами до полусмерти. И только вмешательство одного из двух ангелов спасает несчастного творца от смерти.Малоизвестные актрисы (Маруся Дюбрей, Лизе Беллинк и Мари Алла) демонстрируют пышный букет невротических реакций и своеволие характеров, но их роль в ленте чисто функциональная. Бриссо, до того как стать режиссером, был школьным учителем и страсть к проповедничеству видна во всех его лентах. Его пристрастие к гламуру довольно наивно, сюжетные ходы не всегда оправданы, но несмотря на все эти очевидные недостатки, его ленты имеют своего зрителя. О них можно спорить до хрипоты, но в его картинах есть скрытый подтекст. Однако он открывается не сразу. В нем есть отсылки к Достоевскому и Элюару, к Бунюэлю (с его лентами «Тристана» и «Ангелы истребления») и Хичкоку.