Возвращение атамана

Общество

[b]С известным писателем мы встречаемся примерно раз в год – в последний раз это было, когда вышла его книга «Великий последний шанс». И вот – новая книга, и новая встреча, и, соответственно, новое интервью… – Вашего «Махно» прочитала-проглотила за один присест. (Хотя такие книги, конечно, не «глотают», через некоторое время буду обязательно перечитывать…) Почему именно сейчас? Почему именно Гражданская война? Почему именно Махно?[/b]– Мы разрушили советскую мифологию. И память еще не позволяет нам возродить ее. Уже возникает коллективный бред о коллективном советском счастье. Но еще живы воспоминания о тошнотворной фальши, которая отвращала народ от коммунистического режима. Творцы мифов – интеллектуалы – еще не могут забыть, как им круглосуточно насиловали мозги.Мы попытались взамен воссоздать мифологию традиционной и гармоничной царской России. Но государь был настолько бездарен, чиновники настолько жуликоваты, а недовольство всех лучших людей России существовавшим строем настолько непримиримо, что из российского предреволюционного бардака никак не смонтировать сказку о счастливом прошлом.О немилосердности нынешнего нашего государства к сирым и неимущим говорить излишне. Чиновничество сосет все соки из страны, и веры им нет уже в принципе. Мы стали воспринимать государство в точности по Марксу: как «аппарат насилия и принуждения трудящихся масс в интересах господствующего класса».И вновь родилась мечта о свободе!!! Свободе от чиновников, от захребетников, от эксплуататоров и казнокрадов! Свободе от всех прелестей государства, которыми мы наслаждаемся с краткими перерывами на нервный сон.Сегодня начала возникать новая мифология. О борцах за народное счастье, которые вели народ отвоевывать себе лучшую и справедливую долю. А их били со всех сторон: и белые, и красные, и националисты, и уголовники. И забили.Образ Махно, миф Махно затребованы сегодняшним днем. Народу необходимо иметь героев, необходимо уважать себя, необходимо верить, что не все молчат по кухням, не все продаются власти.Я занимался историей Махно тридцать лет. С тех пор как узнал, что анархист и атаман Махно был кавалером ордена Красного Знамени № 4! И что в огненном 1918м грозному и легендарному батьке Махно было-то двадцать девять лет! Анархия – это вовсе не пьяная толпа. Анархия – это гражданское самоуправление, выражаясь сегодняшним языком. Анархия – это когда трудящиеся сами решают все социальные и экономические вопросы на своих общих собраниях. Когда народ сам себе власть. Так жили казачьи области, так жили бежавшие на Север и в Сибирь вольные люди. И двое великих русских – Бакунин и Кропоткин – стали мировыми столпами этого учения.В 1917 году анархисты были самой многочисленной революционной силой, потому что народу обрыдла любая государственная власть! И еще: анархизм отрицает эксплуатацию. Наемный труд запрещен. Все трудящиеся – собственники своих полей или заводов, иных хозяев нет. И владеют труженики всем не через негодяев-чиновников, не через бессердечное государство, а напрямую, сами, полностью!– Знаете, там, наверху, кто-то есть. И через совпадения наших поступков проявляется Его воля. И если именно сейчас у меня вышла книга о Махно, и телевизионщики одновременно сделали сериал о Махно, значит, пришло время вынуть образ великого атамана из несправедливого забвения.Да Че Гевара – мелочь по сравнению с ним, в лучшем случае полком бы командовал в его Революционно-повстанческой армии или теоретиком в культпросветотделе сидел. Переворот в крошечной банановой республике Кубе – это тебе не четырехлетняя война с Троцким, Деникиным, Петлюрой. Астма – это тебе не десять лет на царской каторге.Время наше рыночное, политкорректное, глобалистическое – подлое время и негероическое. А душе человеческой потребен герой! Не расфуфыренные пустышки из пошлого шоу-бизнеса, не вылезающие с телеэкранов, а борцы, благородные вожди, бесстрашные патриоты. Поэтому Махно, оболганный штатными историками, вернулся к нам сегодня – семь десятилетий спустя после смерти в нищем парижском изгнании.– О, мне многое стало понятно про сериалы, когда я узнал, что еще недавно высшим щегольством в продюсерских кругах считалось украсть 120% бюджета. Как? Элементарно, Ватсон. Сначала крадутся 100%. Потом нанимается группа «исполнительных продюсеров», и они отправляются по магазинам и ресторанам, автосалонам и саунам: мы вас покажем в сериале, а вы за эту скрытую мощную рекламу дайте же немного денег! Вот из собранной таким образом суммы крадется еще 20%, а на остальные снимается сериал. Со скоростью одна серия за пять-восемь дней. С теми актерами, что сейчас свободны от других предложений и не чересчур дорого стоят. А теперь хавай наш продукт, глупая пипла!Разумеется, у меня нет никакого права ставить свою книгу «Махно» в пример сериалу «Девять жизней Нестора Махно». За письменным столом я себе полный хозяин, и никто меня не подгоняет. А все-таки сериал – на те же деньги и в те же сроки – можно было сделать лучше. Достовернее, сильнее, убедительнее.Чтобы белье на махновцах не было всегда белое и новенькое, а было реально заношено немытыми солдатами. Чтобы били вшей, которые грызли тогда всех воевавших. Чтобы зубы были не от дорогих стоматологов, а реально плохие, как у многих простых людей на селе. Чтобы лак и краска на оружии были стерты от употребления. Чтобы думали, где жратвой разжиться, а не закусывали постоянно, как опереточные «пейзане». Чтобы чинили бечевкой развалившуюся обувь – толпы тогда босыми воевали! А не щеголяли поголовно в новеньких офицерских сапогах.Художника-постановщика этого сериала следует гнать в шею. Он перепутал его с костюмным фильмом типа «Графини Монсоро». Ведь сериал-то неплохой! А сделали из него лубок…Вот мы и плачем о таких шедеврах, как «Служили два товарища». А рецепт простой: душу надо вкладывать, а не на часы смотреть и бабки делать.– За Годом чтения должны последовать Год еды, Год денег... Помоему, под эти кампании где-то наверху создается очередной комитет и пропускает через себя очередную струю бюджетных денег, отделяя что можно в свои карманы.Что касается Года русского языка. Под это делоряд товарищей поездил немного по миру, закусывая скромно на халяву.Будучи по образованию и дипломной специальности филологом-русистом после Ленинградского университета – по-моему, единственным русистом среди известных мне письменников, я узнал про этот пир духа, когда мелкая приятная халява уже кончилась. Допускаю, что Год чтения принесет пользу тем, кто еще не умеет читать.Дорогие мои. Какой Год чтения. Вот в апреле я ко дню рождения великого русского писателя XX столетия Бориса Стругацкого написал статью для «Огонька». Главный редактор его – интеллигентный и читающий человек Виктор Лошак. И вот в этом традиционно культурном журнале статеечку мою подсократили, чтобы лучше влезла, и запихали ближе к заду так, что фиг сразу найдешь. А больше места и с «выбросками» на обложку дали материал о приезде в Москву Шнура – кажется, это рок-музыкант.Милые. Зрители Шнура не знают, что такое «Огонек», а читатели «Огонька» не знают, кто такой Шнур. А Стругацких цитирует уже третье поколение, сорок лет их книги в славе! Когда культурные люди, определяющие читательскую политику, сами опускают планку до пошлости и массовой субкультуры в надежде на лишнюю прибыль – нужен не Год чтения, а пятилетка борьбы с пошлостью.Любой ценой быть богатым, властным и знаменитым – это хищная пошлость, разъедающая страну. А книга в твоих руках – это счастливый случай побыть наедине с умным, талантливым, образованным человеком, у которого есть чему поучиться. Читая Шекспира, Стендаля или Толстого, я не могу отделаться от ощущения, что мне оказана честь встретиться и разговаривать с великим.– К сентябрьской Московской книжной ярмарке должна выйти книга «Гражданская история безумной войны». 650 страниц с картами, хрониками событий и биографиями героев. Это про нашу, про великую и страшную, про Гражданскую. Истории ее у нас еще нет! Там были потрясающие судьбы, дикие совпадения, там все было не так, как нас учили, а гораздо страшнее и интереснее. Чего стоит лишь приглашение Троцким английских интервентов или красный флаг рабочего полка колчаковской армии![i]Веллер Михаил Иосифович родился в 1948 году. В 1972-м окончил филологический факультет Ленинградского университета.Работал лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, скотогоном в Алтайских горах, журналистом, учителем.Первая книга рассказов «Хочу быть дворником» вышла в 1983 году. Бестселлерами стали «Приключения майора Звягина», «Легенды Невского проспекта», «Гонец из Пизы», «Великий последний шанс» и другие.[/i]

amp-next-page separator