Вожди и розы
[b]…Так случилось, и было в этом что-то сюрреалистическое: памятники советских деятелей встали с постаментов и ушли с главных площадей и улиц столицы.[/b] Встали – и ушли. В своих шинелях до пят, в своих пенсне, со своими простертыми руками и прочими атрибутами. Понятно, что не сами, своими ногами – бульдозеры к ним подгоняли, подъемные краны задействовали – снимали, сдирали, выковыривали. Незыблемые, казалось на века, глыбы минувшего. Неотделимые, казалось когда-то от городского пейзажа, вписанные в городскую среду, слитые с нею… Глаза мозолившие не одному поколению москвичей.Ну что же. Как там у древних было сказано? Sic transit gloria mundi, – так проходит слава мирская, проходит и уходит в небытие.[b]Для студентов – скидки[/b]Насчет «небытия», впрочем, сказано слишком: какое же небытие, если каждый, ну буквально каждый, сегодня может увидеть их, памятники ушедшей эпохи? Парк искусств «Музеон». Несколько минут от станции метро «Октябрьская» или «Парк культуры». Вход платный, но стоит не так дорого – 10 рублей для студентов и 20 для взрослых. Впрочем, почти все посетители там именуются студентами, потому что зарплаты низкие, и билетершам надо как-то зарабатывать, хотя бы на разнице статусов своих посетителей.Московские старожилы еще помнят походящий на помойку пустырь за ЦДХ, где молодежь собиралась выпивать по вечерам. В начале 90-х нашелся творческий и инициативный Михаил Пукемо, который разбил на этих 20 гектарах палисадник и открыл первый в России музей под открытым небом. С тех пор и работает «Музеон» – каждый день с 9 утра до 10 вечера (в летнее время года, а в зимнее – на 2 часа меньше). В коллекции парка собралось около 700 авторских работ из камня, бронзы, дерева и т. д. Место просто не узнать – цветы, зелень, камерные прудики и лавочки-качалки. И даже в 9 вечера, когда там довелось оказаться корреспонденту «ВМ», гуляли в парке мамы с детьми, влюбленные пары. На лицах спокойствие и умиротворенность, столь непривычные для большого города.В цветущем «Музеоне» собраны не только современные скульптуры, но и памятники советских лет, которые были свергнуты со своих привычных мест.Правило «Музеона» – сохранять все монументы в том виде, в котором они поступают. Поэтому встретить там можно много смешного, парадоксального или даже поучительного.По сути говоря, этот парк – склад артефактов советской эпохи. Наливаясь красным соком, стоит рябина, под которой памятник Сталину с отколотым носом. Сразу за Сталиным десятки, а не то и сотни каменных голов, запертых колючей проволокой. Это памятник жертвам сталинских репрессий. Возле голов лежат веточки рябины, которые заботливые посетители срывают возле Сталина и приносят жертвам его репрессий. Совсем рядом, тоже под сенью деревьев, Свердлов работы Амбарцумяна, некогда изгнанный из метро «Театральная». С побеленными мелом зрачками восседает на бронзовом стуле Калинин…[b]Дискуссия на постаменте[/b]…А перед ним – сад роз, красоты несусветной. Розы в «Музеоне» высаживали ветераны Великой Отечественной района Якиманка, о чем гордо свидетельствует табличка.В «Музеоне» множество скульптур современных авторов. «Беженка с детьми» Разаева, «Колесница мира» Григорьева, «Первые шаги» Виленского и т. п. По соседству стоят Ломоносов, Пушкин и Есенин. Но кульминация всего палисадника – это, конечно, нашумевший памятник Феликсу Дзержинскому.В 1991 году его свергли с Лубянской площади после неудачной попытки отстранить от власти в СССР тогдашнего генерального секретаря ЦК КПСС и президента страны Михаила Горбачева. С тех пор вокруг памятника не умолкают споры – кто-то полагает, что пора Феликса Эдмундовича восстановить в правах и вернуть на площадь, кто-то яро доказывает обратное. А сам советский деятель, между тем покойно возвышается над «Музеоном». По постаменту можно изучать историю – надписи краской хоть и закрашены, но ненавязчиво, так, чтобы смысл лозунгов можно было разобрать.Удалось прочитать: «Извини, не уберегли» (крупными буквами), «Сим победиши» (еще крупнее). И по радиусу рыжей краской: «Конец Гражданской войне! Спасибо, Боря! Победа! Спасибо, народ!» На самом памятнике плевок краски.[b]Из-за каждого куста – Ленин[/b]Сам по себе «Музеон» – не только кладезь живой истории, но и отличное место для прогулок. Качели, лавочки, камерные прудики, кафе и цветы, цветы. Правда, иногда бывает неловко – чуть ли не из-за каждого куста выглядывает Ленин. Многие памятники первому советскому вождю со временем собираются в «Музеоне» и дружной компанией навевают посетителям разные мысли.Кому-то – воспоминания о лучших годах, кому-то бесконечные споры о политике, кому-то картинку из учебника истории. «Бабушка, а это кто? – спросила девочка лет 5, показывая на Ленина. – Дедушка Ленин. – Неправда, у меня дедушка Сережа».Зато отсутствующий нос Сталина наводит почти всех на развеселые гоголевские истории. В «Музеоне» ощущение, будто перемещаешься по эпохам. Может быть, это и есть прообраз машины времени?[b]Из песни слова не выкинули[i]Была у Александра Галича такая песня – может быть, кто помнит?[/b]Когда в городе гаснут праздники,Когда грешники спят и праведники,Государственные запасникиПокидают тихонько памятники.Сотни тысяч (и все похожие)Вдоль по лунной идут дорожке,И случайные прохожиеКувыркаются в «неотложки».И бьют барабаны!..На часах замирает маятник.Стрелки рвутся бежать обратно.Одинокий шагает памятник,Повторенный тысячекратно.То он в бронзе, а то он в мраморе,То он с трубкой, а то без трубки,И за ним, как барашки на море,Чешут гипсовые обрубки.И бьют барабаны!..[/i]…Вот ведь, как в воду смотрел поэт когда-то. Действительно, ушли. А песня, между прочим, называлась знаете как? «Ночной дозор».