Город

«Лес» под вальс ДДТ

Спектакль «Лес. Диалоги по дороге» поставлен по пьесе Александра Островского
Фото: Михаил Гутерман для "Вечерняя Москва"
Спектакль «Лес. Диалоги по дороге» поставлен по пьесе Александра Островского
Фото: Михаил Гутерман для "Вечерняя Москва"
В Школе драматического искусства премьера: «Лес. Диалоги по дороге» в постановке Александра Огарева. По названию зритель догадывается – будет разговор, дорога и что-то от Островского (иначе название пьесы не стояло бы на первом месте).

Поскольку дорога в России – длинная, тернистая, со множеством тропинок: и степная, и лесная, и черноземная, то с нее начинается спектакль. Геннадий Несчастливцев (Илья Козин, Андрей Финягин) и Аркаша Счастливцев (Олег Охотниченко) столкнулись на большой дороге для того, чтобы сыграть благородного господина и его слугу не на сцене, как они, провинциальные актеры это делают время от времени, а в жизни. Артисты достают из своих походных сумок костюмы: трагик Геннадий – приличный (он раньше, последний раз в Лебедяни, Гамлета играл), комик Аркаша – простенький и чистенький, и приходят в богатую усадьбу «Пеньки» к вдове Раисе Павловне (Александрина Мерецкая). Несчастливцев – ее племянник по мужу, и в ее руках - его наследство, небольшое, но избавляющее от нужды. Раисе Павловне у Островского 50 лет, и она описана как старуха. Но сегодня 50-летняя женщина, да, еще с большими финансовыми возможностями, конечно, имеет все шансы на новое счастье, и в спектакле Огарева Раиса Павловна – роскошная вдовушка. Природу, конечно, не обманешь (а «Лес» - пьеса о природе человека и вообще о природе), и молодой юноша Алексей Буланов (Роман Колбин) больше ухаживает за 20-летней Аксиньей (Юлия Демяненко), чем отвечает на внимание богатой дамы. Но деньги диктуют свои правила игры. Они жестоки для всех тех, кто хочет жить хорошо и счастливо.

 В спектакле незадолго до финала Несчастливцев под гитару поет вальс Юрия Шевчука из группы ДДТ «Жизнь всегда любуется великолепной смертью, смерть всегда отчаянно запоминает жизнь» Фото: Михаил Гутерман для "Вечерняя Москва"

«Лес», которым в пьесе и в спектакле, торгуют, - белый и бумажный. В первом действии, до сделки купли-продажи, его много, и в нем можно играть, нежиться, прятаться. Потом лес превратится в подобие толстых пачек с деньгами, которые по сей день перевязывают в банках резиночкой. Получаются этакие обособленные и прозрачные кустики. Персонажи делятся на тех, у кого есть пачки денег, и у которых ничего нет, потому что каждый в своем роде Несчастливцев. Здесь так все поставлено, что счастье – в деньгах, причем довольно больших, и чтобы это счастье получить, надо или себя продать, как это делает Алексей Буланов, а когда-то Раиса Павловна, или лес, или же - совесть. Несчастливцев – навсегда останется Несчастливцевым, потому что он не то, чтобы не может ничего продать, а ради чужого счастья – бедной девушки Аксиньи, отдает свое наследство. А почему же Счастливцев, без любви, денег и ролей, - Счастливцев? Просто потому, что он – легкий, жизнерадостный человек, не впадающий в уныние и не изменяющий своему жанру – комика. Хотя однажды и говорит, что у него тоже есть амбиции, но больше в шутку.

Александр Островский написал комедию – очень смешную и при этом серьезную, острую, обличительную. Финальный монолог Несчастливцева о людях-крокодилах, - это приговор капиталистическому обществу, с рыночными отношениями во всем. Александр Огарев поставил спектакль-фарс, спектакль-пародию, спектакль-мистерию с музыкой, светом, спецэффектами, и, разумеется, с диалогами, в котором есть материальная жизнь и духовная, земля и небо, деревья, пусть и бумажные, и облака, и звезды. Артисты пошли за своей звездой пешком, по пыльным дорогам (в те годы не было даже «автостопа»), и они – герои. Во многом благодаря этой паре антиподов «Лес» ставится во всем мире уже больше века. Мало кто запомнит Милонова, Восмибратова, Буланова, и вряд ли выговорит фамилию Гурмыжская, но Геннадия Несчастливцева и Аркашу Счастливчева знают все.

 Финальный монолог Несчастливцева о людях-крокодилах, - это приговор капиталистическому обществу, с рыночными отношениями во всем Фото: Михаил Гутерман для "Вечерняя Москва"

В спектакле незадолго до финала Несчастливцев под гитару поет вальс Юрия Шевчука из группы ДДТ «Жизнь всегда любуется великолепной смертью, смерть всегда отчаянно запоминает жизнь». В спектакле нет Химкинского леса, но этот трагический вальс рок-музыканта напоминает нам о недавних событиях, когда общественность, журналисты защищали лес.

Про Лес, как про счастье и несчастье, про богатство и бедность, в русском фольклоре много пословиц. Одна из них часто употребляется сегодня «Лес рубят – щепки летят», главный смысл которой – в вечных потерях и жертвах при больших играх и делах. О том, что наша жизнь – игра, - об этом спектакль «Лес» в Школе драматического искусства. Только если актеры сделали игру своей профессией, тяжелой профессией, и примеряют роли по правилам, то люди зачастую играют каждую секунду в свои игры, без правил, и часто заигрываются. Раиса Павловна не без презрения называет Несчастливцева и Счастливцева «комедиантами», на что Несчастливцев говорит, что в отличие от обитателей леса - «они – честные комедианты». Свою честность Несчастливцев доказал и в реальной жизни. Про таких, как он, в России говорят: «Бедный и честный», а еще задаются вопросом: «Если ты – такой умный, то почему такой бедный?». Ответ на этот вопрос – как в пьесе Островского, так и в спектакле «Лес. Диалоги по дороге».

Спектакль «Лес. Диалоги по дороге» поставлен по пьесе Александра Островского
Фото: Михаил Гутерман для "Вечерняя Москва"

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER