РазМАКСнулись
[b]«МАКС-2007» для каждого начинается по-своему. Для участников – с бессонных ночей на аэродроме Летно-исследовательского института им. М. Громова в подмосковном Жуковском. Для посетителей-специалистов – с длинных «хвостов» за железнодорожными билетами на Казанском вокзале и на платформе Выхино. Для бизнес-гостей, отдавших за билет 2700 рублей, – с километровой пробки и спецстоянки, перед которой все машины и пассажиры одинаково подвергаются трехступенчатому контролю и досмотру. Я решил избежать всех этих препятствий и добраться за рулем до Люберец, а уже там пересесть на обычную электричку до платформы Отдых. И… был остановлен патрулем ДПС за добрых два десятка километров до Жуковского – у агрофирмы «Белая дача».[i]Ау, «Клипер»![/b][/i]Оказалось, что подмосковная ГАИ просто перестраховалась и, салютуя «МАКСу», по-своему решила отметить авиакосмический форум – проверкой всех подозрительных машин. Через десять минут я был на платформе. Трудно поверить, но эта остановка оказалась единственной более-менее серьезной задержкой по пути к летному полю. Несмотря на ритмично прибывающие в Жуковский электрички, из которых вываливались толпы посетителей, массовая посадка людей в бесплатные автобусы (кстати, тоже с контролем безопасности!) проходила организованно. А четверть часа в очереди к «рамке» (перед которой вас еще дополнительно проверяют визуально) – право же, не тот барьер, который способен испортить настроение, особенно учитывая гигантский интерес народа.Шутка ли, только по официальной статистике, в минувшие дни «МАКС» посещали 200 тысяч человек ежедневно! А у выходов с платформ спекулянты предлагали входные билеты по тысяче рублей. Точнее, это не спекулянты даже были, а мошенники, потому что в три минувших дня на салон по бесплатным спецбилетам (на них значился условный номинал 350 рублей) пропускали только специалистов и предпринимателей. При этом, как ни странно, обычные билеты на пятницу, субботу и воскресенье за те же 350 рублей в открытой продаже лежали спокойно.Да, интерес к Международному московскому авиакосмическому салону устойчиво растет. На этот раз тут принимают участие уже 800 фирм из 39 стран – примерно в полтора раза больше, чем пару лет назад. У летного поля снесена очередная порция старых ангаров, а на их месте вырос новый экспозиционный молл. Правда, допотопных металлических «бочек» еще предостаточно. В них добросердечные организаторы проводили все интересные пресс-конференции. Легко представить, какая духота царила внутри, когда туда набивались сотни журналистов! Многие, едва не падая в обморок, тут же выползали на улицу и падали на травку. Более выносливые коллеги смогли узнать немало интересного.Например, из уст[b] руководителя Федерального космического агентства России Анатолия ПЕРМИНОВА [/b]– о весьма туманном будущем нового многоразового отечественного космического пилотируемого корабля. И это при том, что на прошлом «МАКСе» полноразмерный макет подобного изделия по имени «Клипер» стал едва ли не самым интересным экспонатом, а тот же Перминов в интервью «ВМ» говорил о реальном его запуске к Международной космической станции и к Луне в 2013 году.И вот вдруг выяснилось, что «Клипер» – всего лишь красивая иллюстрация. Оказывается, его техническая идеология не прошла ни одного научно-методического совета, в том числе и там, где ее разработали – в ракетно-космической корпорации «Энергия». Причем сам Анатолий Николаевич говорил об этом с таким удивлением, будто это стало для него главной новостью дня. И теперь на повестке дня – возврат к более безопасной и менее дорогой программе совершенствования «Союзов».Причем до конца следующего года на орбиту будут выходить нынешние модели «ТМ», а потом начнется постепенная модернизация старых добрых орбитальных транспортов. Пока обсуждаются четыре перспективные корабельные схемы, но ничего конкретнее представители ни Роскосмоса, ни «Энергии» не сообщили.[i][b]Гражданской авиации нужен свой вектор тяги[/b][/i]Впрочем, «МАКС» – салон только во вторую очередь космический, а в первую – авиационный. И подлинным гвоздем его программы является авиашоу, идущее над аэродромом с 11 до 17 часов практически без перерыва. По традиции великолепна была пятерка знаменитых «Русских Витязей» на истребителях СУ-27 под руководством гвардии полковника Игоря Ткаченко – начальника 237-го Центра показа авиатехники в подмосковной Кубинке.[b]Летчик-испытатель первого класса Михаил БЕЛЯЕВ[/b] на МиГе-29ОВТ прокрутил перед зрителями крайне редко исполняемую фигуру высшего пилотажа – «вертолет».Расположившись в вертикальной плоскости, самолет, подобно винту геликоптера, крутился вокруг своей вертикальной же оси со скоростью 80 градусов в секунду, одновременно ниспадая вниз. А потом изящно вышел из немыслимого угла атаки, продемонстрировав поразительную точность работы силовой установки и преимущества отклоняемого вектора тяги (собственно, аббревиатура «ОВТ» так и расшифровывается).Еще один пилот-МиГовец – Станислав Горбунов – поднял в воздух модернизированную 35-ю модель с первой в Европе многофункциональной бортовой радиолокационной станцией «Жук АТ», обеспечивающей при помощи активной антенной решетки возможность одновременно работать как по наземным, так и по воздушным целям. А ведущий полетов намекнул, что в ближайших планах МиГа – оснащение этого судна соплами с упомянутым ОВТ.Впрочем, о наших военных асах мирового уровня мы знали и прежде. Куда хуже обстоит дело с гражданским самолетостроением. В самом деле: по официальным данным, во всей стране за время после распада СССР построено всего 16 судов разных классов, из 1302 аэропортов выжил лишь 351, а пассажиры регулярно пользуются только 260. При этом половина самолетов, официально числящихся в авиареестре, на самом делев воздух не поднимается.Ничего удивительного, что вторым авиаперевозчиком в России сегодня после «Аэрофлота» является… немецкая «Люфтганза». И не далее как в этом году первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов высказался лаконично, если не сказать убийственно: «По гражданской авиации у нас, можно сказать, беда».Как бороться с этой бедой? Нельзя сказать, что авиастроители совсем сдались на милость победителя. На МАКСе только в воздухе продемонстрированы две реально летающие новинки отечественного авиапрома.Первая – ближнемагистральный самолет ТУ-334 на 110 пассажиров, приходящий на замену 134-й «Тушке». Как заявил «ВМ» генеральный конструктор АО «Туполев» Игорь Шевчук, за 8 лет после первого подъема от этого самолета осталась только аббревиатура. Здесь поставлена новая авионика, появились современнейшие автопилот и бортовой комплекс автоматической посадки. Уже сейчас заказчики заинтересованы в 200 экземплярах этого судна, и первые машины выйдут из цехов Казанского авиаобъединения им. Горбунова в начале следующего года.А вторая новинка – реактивный пассажирский самолет для региональных линий АН-148. Конечно, можно возразить: «Антонов» – украинская фирма, и о каком отечественном самолете можно говорить? Так-то оно так, но, во-первых, создавался этот самолет в постоянной кооперации с российскими предприятиями. Во-вторых, собирать его начнут в будущем году в Воронеже (сформирован заказ на 40 судов вместимостью от 65 до 85 пассажиров, которые призваны постепенно заменить АН-24 и АН-26).В-третьих, ничего более российского в обозримом будущем не предвидится. Появление на свет вероятного аналога – самолета «RRJ», работу над которым поручили военной фирме Сухого (теперь он так и называется – «Сухой Суперджет»), в очередной раз отложено. На прошлом МАКСе заявлялось, что к нынешнему форуму он будет способен летать. Теперь говорят о первом отрыве от земли в 2008 году, и вряд ли это финальный перенос сроков.[i][b]Небо. Самолет. Девушка[/b][/i]А пока отечественные самолеты лишь в проектах, нашим авиакомпаниям не остается ничего другого, как приобретать иностранные суда. «ВМ» уже рассказывала о масштабной программе реабилитации и модернизации аэропортов Центральной России, предпринятой при поддержке московского правительства авиакомпанией «Атлант-Союз». Встает вопрос: какими судами закрывать эти направления? Сейчас даже старых «АНов» днем с огнем не сыщешь!На «МАКСе» «Атлант-Союз» представил публике первый экземпляр из перспективного парка объемом в дюжину кораблей, которые предполагается запускать на линиях из Внукова в Белгород, Липецк, Псков, Киров, Нижний Новгород, Саратов, Калугу, Петрозаводск, Воронеж, Ульяновск, Нижнекамск, Череповец, Чебоксары, Казань, Альметьевск, Орел, Смоленск, Брянск, Тамбов, Пензу, Иваново, Вологду, Саранск и Курск. Речь идет о 30-местных турбовинтовых самолетах бразильского производства «Эмбраэр-120», крайне успешно эксплуатирующихся в основном в обеих Америках (хотя в Восточном полушарии их тоже предостаточно). Через пять лет «Атлант-Союз» намерен перевозить на «Эмбраэрах» миллион человек ежегодно. А первая машина примет пассажиров на борт уже в этом году.И москвичей там ждет сюрприз: самолет в воздух поднимет… прекрасная дама! Если точнее, Ирина Зорина – второй пилот, и на борту «Эмбраэра» она все-таки подчиняется командиру судна – шеф-пилоту «Атлант-Союза» Геннадию Миронову. Но и это еще не все: Ира – не просто летчица, а еще и… дипломированный экономист!– Как вы дошли до жизни такой? – потрясенно интересуюсь у смущенной всеобщим вниманием Ирины Леонидовны.– Да очень просто! Сначала я окончила Новосибирский государственный технический университет. Но это был выбор не мой, а, скорее, родителей. Когда получила диплом, поняла: приходить на работу к 9 утра и до 5 вечера сидеть с бумагами – это не по мне. Поступила в Сасовское летное училище, как положено, прошла подготовку на Ан-2. Но на «Эмбраэры» те самолеты похожи так же, как «Жигули» старых моделей на иномарки…[i][b]Будет путинский призыв?[/b][/i]А вчера, когда на МАКСе официально проходил День Москвы, «Атлант-Союз» получил еще одну новинку – двухпалубный грузовик ИЛ-96-400Т. Он, правда, передан пока на летные испытания, но это – процесс недолгий.И уже в этом году на воздушные трассы выйдут два судна, а в следующем – еще три. Сделал «Атлант-Союз» заказ и «Боингу» – на четыре самолета модели 737-700 со скошенными законцовками крыла, использование которых экономит топливо.И все же новые самолеты – это прекрасно, но главным звеном в авиации – что военной, что гражданской – остаются люди. А здесь у нас далеко не все безоблачно. Уж где-где, а в небе девушки – даже самые красивые, умные и способные, как Ира Зорина – пока все-таки лишь помогают мужчинам.И по мнению председателя Совета директоров «Атлант-Союза» Героя Советского Союза Валерия Меницкого, нехватка специалистов уже достигает угрожающего уровня, а учебная база безнадежно устарела. Валерий Евгеньевич так обеспокоен ситуацией, что даже счел возможным прямо на салоне официально обратиться к спикеру Госдумы Борису Грызлову с предложением объявить «путинский призыв в авиацию». И пусть это не совсем праздничные мысли, но полностью избавиться от них не удавалось даже тогда, когда над авиасалоном вертолет пронес флаг нашего города размером 12 на 18 метров. Кстати, этот факт был зарегистрирован в Книге Гиннесса как воздушный пролет самого большого стяга в истории человечества.[b]СПРАВКА «ВМ»[i]Сегодня, в субботу и воскресенье «МАКС-2007» открыт для неспециалистов.[/i]Проезд[/b]: [i]электричками до пл. Отдых и 42-й километр Рязанского направления железной дороги. Оттуда – специальными бесплатными автобусами до летного поля. Можно доехать на своей машине до временной бесплатной стоянки в аэропорту «Быково» (спецавтобусы ходят и оттуда), но организаторы не советуют этого делать: промучаетесь в пробках.[/i]