Прокуратура работает по-новому
[b]С седьмого сентября в России произошла масштабная реорганизация прокуратуры и следственных подразделений. Действует Следственный комитет РФ, изменились функции и задачи института прокуратуры. О некоторых проблемах, связанных с реорганизациями в этом важнейшем государственном правовом ведомстве, рассказывает прокурор Москвы Юрий СЕМИН.[/b]– Реорганизация произошла в соответствии с действующим законодательством и федеральным законом, регламентирующим деятельность прокуратуры, – говорит Юрий Юрьевич. – Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ начал действовать в качестве самостоятельного независимого органа. Сейчас продолжается процесс формирования подразделений и назначения на должности.В настоящий момент большая часть штатов уже заполнена, руководители в основном назначены. Дело в том, что реорганизация произошла внутри прокуратуры, поэтому многое ограничилось лишь формальным изменением статуса.[b]– Что вы имеете в виду?[/b]– Следователи как работали следователями, так и продолжат работу. Многие даже останутся в прежних кабинетах. Изменятся только название подразделения, юридический адрес и некоторые моменты, связанные с оформлением документов. Немного больше это коснулась аппарата городской прокуратуры. Были предоставлены соответствующие служебные кабинеты, проведены перемещения внутри здания прокуратуры.Мы постарались сделать как можно больше, чтобы следственному управлению было удобно работать, чтобы реорганизация не отразилась на эффективности и слаженности действий этого важнейшего государственного института.Это касается не только выделения достаточного количества кабинетов. Выделены пятнадцать автомобилей, в том числе специальных автомобилей, оборудованных, как передвижные криминалистические лаборатории. Мы передаем необходимую оргтехнику: компьютеры, копировальные аппараты, принтеры и т. п.[b]– Что происходит с уголовными делами, которые находились в момент реорганизации на столах следователей?[/b]– Более 1100 уголовных дел, находящихся в настоящий момент в производстве следователей московской прокуратуры, переданы в соответствующее подразделение Следственного комитета по Москве. Кроме того, мы передали оставшиеся неразрешенными более 300 материалов доследственных проверок, по которым подразделения Следственного комитета должны вынести соответствующие решения: возбуждать или нет уголовные дела…Пока не завершен процесс передачи приостановленных уголовных дел. Но времени для этого достаточно. Мы должны завершить эту работу до первого октября. Такие дела мы передаем частями и не торопимся потому, что параллельно оборудуем места для архивов, хранения документации и материалов.К тому же активной работы по всем таким делам не ведется, и важнее сделать все организованно, чтобы потом не возникло путаницы и проблем. Наконец, еще один важный момент – передача личных дел сотрудников.[b]– Возникли ли какие-то проблемы, связанные с реорганизацией?[/b]– На мой взгляд, пока не хватает аппаратчиков. Если штат самих следователей, как я уже говорил, заполнился автоматически, то управленцев, знающих делопроизводство, аппаратную работу, недостаточно. Здесь иногда случаются сбои, но мы оказываем помощь. И ничего страшного в этом нет. Все постепенно наладится.Некоторые проблемы возникли с материальным обеспечением сотрудников. Дело в том, что, когда Федеральный закон рассматривался, его авторы говорили, что никаких дополнительных финансовых затрат не потребуется. Но на практике ситуация несколько иная.Следственный комитет получил большее количество штатных единиц, чем то количество, которое передано туда прокуратурой. Другими словами, фонд заработной платы пока меньше, чем он должен быть. Деньги пока не поступили.Мы будем искать возможность оплатить заработную плату в полном объеме всем сотрудникам.[b]– В представлении большинства людей прокуратура всегда там, где требуется самая высокая профессиональная юридическая подготовка. Прокурорские работники выезжали на места преступлений, контролировали соблюдение законности в сложных ситуациях… Что же теперь, сотрудники прокуратуры будут сидеть в кабинетах, заниматься бумажной работой?[/b]– Реорганизациякак раз и призвана наиболее полно обеспечить надзорные функции прокуратуры.Кстати, если говорить о реагировании на убийства, другие чрезвычайные происшествия… Приказом Генеральной прокуратуры, регламентирующим работу на местах, нет прямого указания на обязанность прокуроров выезжать на места происшествий. Но мы специальной телефонограммой потребовали, чтобы прокуроры эту практику продолжали.Возможно, в будущем необходимость в этом отпадет. Но пока, на мой взгляд, следует брать ситуацию под контроль с самого начала, обеспечивать прокурорский надзор с первых же шагов работы следствия. Очень важно, чтобы в начальный период не было фактов несвоевременных осмотров мест происшествий, задержаний и так далее.[b]– Но ведь у прокуроров теперь нет права возбуждать уголовные дела?[/b]– Да, это одна из главных особенностей реорганизации. Но мы вправе требовать от органов следствия возбуждения уголовного дела. Можем, проведя общенадзорные проверки и увидев наличие состава преступления, направлять материалы с соответствующими постановлениями на усмотрение следователя. И добиваться, чтобы следователь все же возбуждал уголовные дела.[b]– Еще одно новшество – теперь возбуждение уголовного дела не нужно согласовывать с прокурором. Но следователь обязан незамедлительно в течение суток направить прокурору постановление о возбуждении уголовного дела. И уже прокурор имеет право отменить решение следователя, если оно неправомерно.[/b]– Конечно, по большинству уголовных дел такие меры излишни. Многие преступления очевидны: грабежи, разбои, кражи… Но если говорить о категории экономических преступлений, то здесь нужно быть особенно внимательным и щепетильным. Поэтому мы нарабатываем практику истребования в прокуратуру материалов уголовных дел экономической направленности, которые будут особенно тщательно изучаться прокурорами, после чего и будет выноситься соответствующее решение о правомерности или неправомерности возбуждения уголовного дела. Это своего рода дополнительная гарантия соблюдения законности.Сотрудники прокуратуры будут принимать участие в рассмотрении судами решений следователей об арестах, продлении сроков содержания под стражей, проведения обысков и других следственных действий, а также когда будут рассматриваться жалобы на действия следователей. Мы представляем не интересы следствия, а интересы закона. И вовсе не обязательно, что позиция прокуратуры будет совпадать с позицией следователя. Пока таких случаев не было, но я не исключаю, что они будут.И еще одна важная функция – утверждение обвинительного заключения перед направлением дела в суд. Мы будем следить за соблюдением всех требований закона, выявлять нарушения, огрехи. Закон увеличил для этого время. Теперь прокурор может изучать материалы дела до десяти суток.[b]– Прокуратура, как и прежде, является государевым оком в судебном процессе. Здесь тоже есть новшества?[/b]– Это традиционная для прокурора функция. Здесь мы будем совершенствовать свои умения и профессиональные навыки.[b]– Почему вы сами стали поддерживать обвинение против серийного убийцы Пичушкина?[/b]– Ничего неординарного я в этом не вижу. Прокурор обязан заниматься в том числе и этой работой. Другое дело, что прокуроры субъектов Федерации в силу своей загруженности и разносторонности стоящих перед ними задач просто не в силах успевать всюду.Но в случае с Пичушкиным я не мог остаться в стороне. Дело уникальное, сложное и требующее осмысления. Я внимательно изучил материалы обвинения. Далеко не все можно объяснить его психическим состоянием. У этого преступления гораздо более глубокие корни. И моя задача – донести эту озабоченность до присяжных, состав в суде которых нами тщательно отбирался. Дело Пичушкина на виду. И от того, каким будет решение суда присяжных, зависит очень многое. В том числе и отношение общества к закону.