Каждому инженеру – десять рабочих
– В реальном секторе экономики, который развивается очень быстро и мощно, самый главный вопрос – не средства, не приобретение оборудования или технологий, а квалифицированные рабочие кадры.В российской высшей школе потенциал сохранен, процессы находятся под контролем государства. Что касается трудовых ресурсов, профессионально-технического образования, мы получили полностью развалившуюся систему.Сегодня в городе количество профтехучилищ в два с лишним раза меньше, чем ВУЗов. Это говорит о непропорциональном балансе кадрового обеспечения. Возникла такая «пирамида наоборот».Абсолютно непонятно, почему сейчас в стране исключен на производстве такой профессиональный уровень, как техник. Колледжи больше не готовят техников, а бакалавры в реальном секторе экономики не востребованы. Мне представляется, что со всеми этими преобразованиями мы потеряли очень важное звено в квалифицированном рабочем классе.По моим оценкам, на одного инженера-разработчика должно быть два конструктора, три технолога и десять квалифицированных рабочих. Тогда и повседневная работа на производстве идет оптимально, и новая техника разрабатывается.Ситуация очень тревожная. Мы можем остановить экономическое развитие города, если не решим вопросы профтехобразования с рабочими кадрами. Это не просто какието «страшилки», а реальные оценки хозяйственников.Дело дошло до того, что мы вынуждены самолетами возить рабочих из других стран (Украины, Белоруссии, Молдавии), чтобы поддержать высокий уровень производства на авиационных предприятиях.Для нас профтехобразование – это условие развития реального сектора экономики в Москве. И условие прогресса. От него зависит городской бюджет, выполнение социальных программ.Мы готовы выделить на решение этой «мегапроблемы» дополнительные ресурсы. Но деньги должны быть использованы целесообразно. Основное – это оснащение учебной базы, новейшее оборудование и компьютеризация. Сейчас даже сварщика готовят на компьютерном тренажере, причем нашем, отечественном.Важнейший вопрос – это подготовка инвалидов. В том числе и подготовка молодых людей с тяжелыми формами инвалидности. Это полезно и абсолютно необходимо. У нас много молодежи, имеющей инвалидность.Им важно почувствовать, что они полезны в жизни. Для этого им нужно дать навыки в труде, пусть и простейшие. Даже в суперсовременном производстве таких операций бесконечно много.Действующий сегодня закон относит проблематику рабочих кадров и профтехобразования к сфере забот бизнеса, то есть работодателей. Это полная чепуха. Когда мы говорим о крупных предприятиях, там можно думать о колледжах, ПТУ, каких-то школах. А если речь идет о 265 тысячах структур малого и среднего бизнеса, которые сегодня тоже тяготеют к реальному сектору экономики, то это нереально. Какие могут быть школы при организации, в которой работают 40–50 человек? Вообще 76 профессионально-технических учебных заведений – нищета для города Москвы. Только строительных ПТУ в конце 80-х в Москве было 40, а осталось всего 10. И это на отрасль, в которой работает около 1 млн человек.Столичный Стройкомплекс тут же выдвинул инициативу: построить за счет самих строительных компаний 20 профильных колледжей дополнительно. Предложение строителей очень своевременно. Причем колледжи должны быть построены в новых районах, по принципу шаговой доступности. Но почему только строители? А где предложения энергетиков, городского хозяйства, сферы услуг и гостиничного бизнеса? Это должно стать частью городских программ.