На ваш памятник – наш памятник

Общество

[b]Сегодня президент России Владимир Путин и его французский коллега Николя Саркози открыли памятник летчикам и бортмеханикам легендарного авиаполка.«Нормандия» в пригороде Парижа[/b]Первой была Франция. Три года назад она начала разрабатывать проект монумента полку «Нормандия–Неман». Тогда же посол России во Франции Александр Авдеев выступил с инициативой: так как полк все-таки российско-французский, не следует ли установить подобный мемориал и в России? Французский памятник был открыт в сентябре 2006 года в пригороде Парижа Ле Бурже.Мероприятие прошло на высоком уровне – присутствовали президенты России и Франции Владимир Путин и Жак Ширак, французские и российские ветераны «Нормандии–Неман», нынешние французские летчики из полка «Нормандия», базирующегося в городе Кольмаре.В момент снятия покрывала в небе в едином строю пролетели две четверки российских СУ-27 и французских «Миражей».Французский памятник выполнен в виде композиции из двух фигур – французского летчика и русского механика. Его украшает надпись на русском и французском языках «Русским и французским братьям по оружию». Автор монумента – заслуженный художник России, скульптор В. А. Суровцев. А отлили его в бронзе на литейном предприятии Смоленска.Два года назад в Москве прошел конкурс на лучший проект российского памятника «Нормандии–Неману». Где устанавливать, было понятно: Введенское кладбище, место захоронения французских летчиков, находится в Лефортове. Конкурс выиграл народный художник России скульптор Андрей Ковальчук. Его проект сделан в соавторстве с архитекторами Михаилом Корси и Алексеем Тихоновым.Идея композиции была та же – воплотить братство по оружию двух народов, единство в борьбе против фашизма. Сначала, как это обычно бывает в творческом процессе, появились сложные и мудреные предложения. Например, сделать пилоны в виде крыльев.Но затем авторы пришли к очень лаконичному решению. Два летчика – француз и русский – после боевого вылета идут вместе по взлетной полосе. Ее символизирует 15-метровый постамент из серого полированного гранита. Постамент немного с наклоном, чтобы создавалось ощущение взлета. По краям взлетной полосы будут огоньки, как на современных аэродромах.[b]О боевом братствеМэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ[/b]:[i]– Боевое содружество советских и французских летчиков в годы Великой Отечественной войны имело огромное значение уже самим фактом участия французских добровольцев в борьбе с фашистской Германией на стороне Советского Союза.Пилоты авиационной эскадрильи «Нормандия» вступили в воздушные бои с немецкими асами в самый разгар колоссальной битвы под Курском и Орлом, завершившей коренной перелом в ходе всей войны. Мы гордимся боевым братством с французским народом и всегда будем помнить имена героев, отдавших свою жизнь за свободу и независимость наших стран! Пусть созданный в Лефортове памятник станет не только данью уважения павшим воинам, но и ярким символом дружбы, сотрудничества и стремления к сохранению мира на Земле.[/i]::В 1942 году в Ливане была сформирована добровольческая истребительная авиационная группы III Военно-воздушных сил «Свободной Франции». Ее назвали в честь Нормандии – эта французская провинция больше всех пострадала от фашистской оккупации.28 ноября 1942 года 15 летчиков, 39 техников и 4 штабных офицера прибыли в Советский Союз в город Гурьев, а затем перебазировались в Иваново. Вплоть до марта 1943 года шли обучение и тренировки. В апреле «Нормандия» вошла в состав 303-й Смоленской истребительной авиадивизии.Первый боевой вылет летчики эскадрильи совершили 26 марта 1943 года, а 5 апреля открыли счет сбитым самолетам противника, уничтожив первый немецкий истребитель «Фоке-Вульф-190».Первым командиром эскадрильи был назначен майор Жозеф Пуликан, которого в феврале 1943 года сменил майор Жан Тюлян. Эскадрилья «Нормандия» была французским национальным формированием: летчики носили темно-синюю униформу французских ВВС и знаки различия, командование эскадрильи было французским.Эскадрилья особо отличилась в Орловско-Курской битве, освобождении городов: СпасДеменск, Ельня, Смоленск, Витебск, Борисов, Минск, Каунас, Вильнюс. За войну летчиками полка выполнено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника, уничтожено и повреждено 132 грузовых и 24 легковых машины, 22 паровоза, атаковано 27 поездов, 3 завода. Подвергнуто штурмовке 5 аэродромов и потоплено 2 катера. Танки, траншеи, войска, депо и другие военные объекты – без счета.За активное участие в освобождении Литовской ССР и в форсировании реки Неман полку присвоено наименование «Неманский». 4 французским летчикам присвоено звание Героев Советского Союза. После возвращения на родину полк был признан одним из самых героических авиационных подразделений Военно-воздушных сил Франции.История славного полка была увековечена в 1960 году, когда СССР и Франция совместно сняли художественный фильм «Нормандия–Неман».И по сей день ветеранские и общественные организации России и Франции ведут активную переписку, обмениваются делегациями, встречаются со школьниками, совместно готовят книги и фильмы о боевой истории полка «Нормандия–Неман».В школах России, Беларуси, Украины, Литвы созданы музеи полка. В них хранятся фотографии, документы, личные вещи, публикации, переписка, реликвии и обмундирование военных лет, карты воздушных боев полка, книги и альбомы.Начиная с 1969 года, ежегодно в школах разных городов России проводятся слеты Клубов интернациональной дружбы. На них изучают историю дружбы русских и французских авиаторов как в годы Великой Отечественной войны, так и в наши дни. Последний, 21-й слет прошел в 2004 году на базе московской школы №712.

amp-next-page separator