В БЕРЛИНЕ СОГРЕЛИ РУССКОЕ СЕРДЦЕ
[i]С того момента как член жюри Берлинского международного кинофестиваля актриса Жаклин Биссет появилась на красной дорожке перед церемонией открытия в Берлинале Паласт (главный фестивальный зал) в черных мехах, а германское телевидение показало приезд той же звезды в шубе из тигра, стало очевидно, что о традиционной для Берлина политкорректности на этот раз и думать не стоит. Если звезды в от века довольно-таки «левом» Берлине одеты в «шкуры мертвых животных», то и программа будет состоять сплошь из острых углов.Что и случилось. Сначала досталось нам лично, то есть людям российским. Мало того, что от нашей страны в программе Берлинале не оказалось ни одной картины — практически за весь кинематограф СНГ предстоит отчитаться своими «Второстепенными людьми» Кире Муратовой во внеконкурсной программе «Панорама». Но мы стали еще и материалом для картины ЖанЖака Анно «Враг на пороге», которой Берлинале и открылся.[/i][b]Заштампованный Сталинград [/b]События картины разворачиваются во время Сталинградской битвы в разрушенном Сталинграде, а ее главные герои — советский снайпер Василий Зайцев, редактор фронтовой газеты Данилов и немецкий снайпер Кениг. Во всех ролях — голливудские звезды. Не знаю, как немцы отнеслись к Эду Харрису в роли Кенига, но Джуд Лоу («Талантливый мистер Рипли») в роли рядового Красной Армии, в прошлом уральского пастушка, и «влюбленный Шекспир» Джозеф Файнз в роли фронтового журналиста меня, например, совсем не раздражали. А это, согласитесь, странно. Ведь Анно, постановщик «Имени Розы» и «Семи лет в Тибете», снял вполне типичный масштабный «легофильм», сборную конструкцию из всевозможных штампов; да и заканчивается эта мелодрама на экзотическом сталинградском фоне вполне идиотическим хеппи-эндом. Однако что-то во всем этом российское сердце греет.Во-первых, торжествует патриотическое чувство. Многое в нашей стране было плохо, и Анно это снимает: и солдаты для командиров во время войны были лишь пушечным мясом, и военачальники пресмыкались перед командованием, и политрук манипулировал героизмом простых солдат. Но ведь у нас был и замечательный снайпер Василий Зайцев — и стрелял метко, и любил крепко. А во-вторых, Анно явно смотрел фильмы Алексея Германа, иначе откуда бы во «Враге» взяться заградотрядам и той винтовке, которой при высадке на волжский берег хватало далеко не всем нашим защитникам.На пресс-конференции одна коллега и соотечественница пыталась вывести «французского голливудца» Анно на чистую воду. И задала ему вопрос, является ли герой его фильма Никита Хрущев (Боб Хоскинс в этой роли — брутальный и коварный тиран) тем же человеком, что и Н. С.Хрущев, историческое лицо. И получила от Анно отпор: он, дескать, снимал «интимный эпос», а это намек — жанр все спишет. Но чем этот его «интимный эпос» не «субъективный эпос», давно закрепленный за Германом? [b]Актуальность по разнарядке [/b]Второй «угол» программы попал острием в американцев — прямо по правилу о паритете между сверхдержавами. Картину Стивена Содерберга «Трэффик» в Берлине ждали с вожделением. Содерберг — любимец одновременно публики и критики, то есть фаворит продвинутой аудитории (а именно такие, по преимуществу студенческие, залы и собирает Берлинале).«Трэффик» — это термин, буквально означающий «оборот наркотиков». И именно этому предмету картина Содерберга и посвящена — борьбе с наркобизнесом в США сегодня. В ней бессчетное количество персонажей, масса звезд в небольших ролях, а большие достались Майклу Дугласу, Кэтрин Зита-Джонс (нынешняя супруга Дугласа снялась в фильме на шестом месяце беременности) и Бенисио дель Торо. Любопытно, что эстет Содерберг заговорил о своей картине на пресс-конференции прямо в терминах соцреализма. Дело в том, что его фильм пользуется большим успехом в Америке, и Содерберг считает, что из-за актуальности темы.«Когда я вижу по телевизору, как человек с микрофоном подбегает к политику и спрашивает его, видел ли он картину «Трэффик», я чувствую себя удовлетворенным.Это именно то, к чему я стремился. Я хотел нарушить молчание, окружающее тему наркомании и наркоторговли».Прозвучало же это как-то неубедительно, потому что от фильма веет холодом «актуальности по разнарядке». И кажется, что лично Содерберг проблемой разрушенных семей и гибнущих от «дури» подростков вовсе не озабочен.При всей своей противоречивости «Трэффик» пользуется в Берлине благосклонностью.Пресса пишет о том, что Содерберг, выступивший и оператором этой своей картины, «использует камеру как стило — для прямой передачи зрителю собственного видения проблемы». Однако скорее всего в молодом американце Берлину мила бескомпромиссность — он ведь так и не стал «колесиком и винтиком» Большого Голливуда, остался по сути «независимым». Журналисты простотаки замерли от удовольствия, когда услышали слова Содерберга о том, что ситуация в американском кино меняется не в пользу больших студий, «мейджоров». Все больше серьезных и успешных картин снимается вне голливудских гигантов.[b]До свидания — с музыкой [/b]Сказано, что называется, в жилу. Ведь Берлинале-2001 предшествовал умеренный скандал вокруг принятого федеральным правительством Германии решения об увольнении исполнительного директора Морица де Хадельна, возглавлявшего фестиваль больше 20 лет. Страшно себе представить (и любопытно было бы увидеть это шоу своими глазами), что случилось бы у нас, попытайся наш кабинет министров уволить с аналогичного поста Н.Михалкова. А вот в Германии наблюдается согласие между прогрессивной общественностью и политруководством. Первая обвиняла де Хадельна как раз в том, что он «сдался Голливуду» — в конкурсе Берлина за последние годы голливудских картин действительно много. По мнению же политиков, Де Хадельн продолжает эксплуатировать идею противостояния Востока и Запада. В результате на огромном телеэкране перед входом в Берлинале Паласт можно регулярно увидеть интервью почти экс-директора де Хадельна, который не устает разъяснять свои позиции.Это выглядит довольно странно в «городе будущего» фестиваля. Этот будто воспроизведенный в бетоне мегаполис из фильма «Пятый элемент» возник за последние два года на Потсдаммер Плац, некогда разделенной Берлинской стеной: ни одного прямого угла и ни одной, кажется, плоской крыши на небоскребах.Однако уходит де Хадельн с поста вполне «с музыкой». А конкретно — с программой «Выбор Морица», которая проходит в рамках Берлинале. В нее вошли картины, которые берлинский директор считает в мировом кино последнего двадцатилетия особенно существенными. В программу попал «Комиссар» Александра Аскольдова.[b]«Простая смерть» [/b]В самом Берлинском конкурсе уже появились явные фавориты. Во-первых, это «Итальянский для начинающих», первый фильм, сделанный в рамках кинодвижения «Догма» женщиной. Датчанка Лоне Шерфиг продвинула трагическую в сюжетах «Догму» в сторону комедии.Второй же фаворит, как ни смешно, фильм «Мудрость» настоящего «голливудского монстра» Майка Николса. Это картина о смерти и умирании. В роли профессора-литературоведа, умирающей от рака, — Эмма Томпсон, героически обрившая голову на время съемок. Материал «простая смерть» не может не быть тяжелым, но мы ведь видели примеры, когда он вовсе и не трогал. А умирание специалиста по Джону Донну трогает, и очень. Николсону и Томпсону удалось, не стесняясь откровенно физиологичных сцен, передать не только ужас неотвратимой смерти, но и прелесть все еще длящейся жизни.Словом, интересно будет посмотреть, как переварит «актуальность» в неувядающем ее варианте берлинское жюри. Возглавляемое, кстати, известнейшим голливудским продюсером Биллом Микэником, еще год назад возглавлявшим кинокомпанию 20th Century Fox.