Публичная выставка в XL-галерее
Публичная «генеральная репетиция» этой выставки уже проводилась в галерее «Дом Арт» в марте этого года. Но там в распоряжении художников было маленькое пространство. Зато обширное помещение ХL-галереи дает возможность знаменитому дуэту классиков московского концептуализма развернуться в полную силу. На выставке пахнет хлебом. Сам он, черный, в буханках, громоздится на книжных полках старомодного большого шкафа. Мысль об извечной сложности выбора между материальным и духовным приходит, и когда глядишь на соседнюю стенку с портретами знаменитых русских философов, ученых, общественных деятелей. Здесь 12 человек, среди которых и отцы «русской идеи», и их продолжатели, самым нелепым из которых, пожалуй, выглядит наш современник Григорий Гробовой – отечественный «мессия», обещавший воскресить детей Беслана. Термин «русская идея» сегодня звучит неоднозначно. Кто-то сразу вспоминает Достоевского с его мыслями об особой роли России во всечеловеческом единении. Другим на ум придет граф Уваров с его знаменитой триадой «православие, самодержавие, народность». Его портрет тоже есть в галерее, созданной Макаревичем и Елагиной. Так же как и изображение одного из основателей русского космизма – философа Николая Федорова, и его последователя Константина Циолковского. Имя Федорова, мечтавшего о всеобщем воскрешении и переселении на другие планеты, во второй половине прошлого века было незаслуженно забыто. А ведь в начале ХХ века он вдохновлял таких знаменитостей, как Брюсов, Хлебников, Платонов, Пастернак, Чекрыгин, Филонов. К его наследию все чаще возвращаются и современные художники. Еще на одном портрете в галерее Николай Бердяев, автор книги «Русская идея» и пассажир «философского парохода», отплывавшего от петроградских берегов в 1922 году. Как напоминание об этом пароходе – большая металлическая конструкция напротив «портретной галереи». Кстати, если смотреть сквозь нее на изображения, кажется, что все они – за решеткой (кстати, символично, что под каждым портретом – полочка с выеденной корочкой черного хлеба). «Эта конструкция родилась из идеи треугольника, – рассказал «Вечерке» Игорь Макаревич. Она символизирует и уваровскую триаду, и, конечно, Троицу, как основу православной культуры. Сначала мы хотели зашить все это сооружение черной тканью, но в процессе работы увидели, что конструктивный образ многообразен». Пространство между портретами перемежается маленькими черными треугольниками. На них – слепленные из мякиша черного хлеба фигурки, напоминающие то ли звездочки (привет Николаю Федорову и его новым мирам), то ли противотанковые ежи. По словам Елены Елагиной, это и есть пластическое выражение русской идеи. Если даже такого ежика бросить об пол очень сильно, он не разбивается. Идея этих фигурок восходит к народной традиции, и к детской игрушке, и к тюремным изделиям из хлеба. Еще один объект в зале – большая земляная насыпь. Честно говоря, больше всего она напоминает готовящийся могильный холмик над русской идеей. Но авторы с таким истолкованием не согласны, они говорят, что земля в инсталляции символизирует первооснову мира. Ведь русская идея – это прежде всего борьба со смертью.