"Перемены в Царицыне произвели на меня впечатление"
У генерального директора Исторического музея Александра Ивановича Шкурко двойной юбилей. Он отмечает свое 70-летие и 15 лет работы на посту директора Исторического. За эти годы музей преобразился. Проведена не только масштабная реконструкция его главного здания, но создана новая постоянная экспозиция – от древнейших времен до ХХ века. В Историческом устраивают более 20 выставок в год, одна интересней другой. Это только в главном здании на Красной площади, не говоря о филиалах. Исторический сегодня стал лидером в выставочной работе среди музеев, за что его коллектив удостоен Государственной премии. – Мы стремимся как можно больше показывать людям, – рассказал корреспонденту «ВМ» гендиректор. – Слишком долго многие сокровища не покидали наши запасники. А в музее хранятся такие раритеты, как, например, самые ранние печатные книги, начиная с Апостола Ивана Федорова. А если касаться овеянной легендами библиотеки Ивана Грозного, то у нас есть, по крайней мере, три книги из нее. Это бесспорно. Они имеют автографы самого царя, на них указано, что происходят книги именно из его библиотеки... – О несметных богатствах Исторического давно известно. Почему же их стали широко показывать только сейчас? Как произошел этот прорыв к зрителю? – В советские годы наши выставки были излишне политизированы, их контролировал ГорЛит. Из-за цензуры мы не могли устраивать более 5-6 выставок в год. Да и посвящены они были в основном съездам партии, комсомолу, ударным стройкам... А сейчас никакой цензуры нет только внутренний самоконтроль. А больше ничего и не нужно. Мы стали показывать все ценное, что у нас есть. Впереди такие большие даты, как 300-летие Полтавской баталии в 2009 году и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Мы, конечно, встретим эти события эпохальными выставками. Музей все время поддерживает внимание к важным вехам российской истории. Сдерживает только нехватка площадей. Из-за нее мы не можем устроить постоянную экспозицию по ХХ веку. А она особенно нужна сегодня молодежи. – Но вам же передали здание Городской думы или бывшего музея Ленина. Почему так долго оно не открывает двери? – Несмотря на то, что оно считалось важным звеном в пропаганде и у него был высокий хозяин, Управделами ЦК КПСС, состояние здания никого серьезно не беспокоило. И хотя оно внешне выглядит солидно и респектабельно, но оказалось в плохом техническом состоянии и начинать его реконструкцию приходится с фундаментов и несущих конструкций. Не было сделано даже кондиционирования или просто хорошей вентиляции. Летом жарко, зимой холодно. Тем не менее, модернизировать все сооружение, и открыть в нем выставочные залы и экспозицию ХХ века рассчитываем за три года. Больше времени уйдет на создание музейного квартала вдоль Никольской улицы. Там будут наши фонды с элементами открытого хранения, читальный зал для посетителей отдела письменных источников и картографии. – Рядом с Историческим музеем одни архитектурные памятники. Такое соседство вас греет? – Отношение к памятникам для меня священно. Когда реконструировали наше главное здание, то предполагали устроить в нем несколько лифтов, включая грузовой для экспонатов. Но я, в конце концов, настоял, чтобы не искажали историческую планировку и сделали только один лифт для инвалидов. Вообще, в центре Москвы я чувствую себя в родной среде. А если предположить, что здесь появятся небоскребы, я бы съежился и потерял бы ощущение исторического пространства. Но городские власти дают москвичам гарантию, что высотного строительства в центре не будет. Центр для меня – это все. Я учился на Моховой на истфаке МГУ. В 1964 году пришел в музей, которым последние 15 лет руковожу. Хотя мы находимся в федеральном подчинении, но по духу и традиции всегда связаны с родным городом, и ощущаем постоянную поддержку правительство Москвы. Это для нас очень важно. А как же иначе, если у нас 80 процентов посетителей москвичи? Ощущаем себя наследниками знаменитого Ивана Егоровича Забелина, наш первый директор был москвоведом. – Какие московские музеи самые любимые вами? – Третьяковка и Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Теперь я добавляю в этот ряд и Царицыно. Перемены в Царицыне произвели на меня ошеломляющее впечатление. Говорю это, не кривя душой. На моих глазах за два года преобразился весь комплекс музея-заповедника. Чудеса, как видим, случаются и в наши дни. Царицыно учит, как надо работать, особенно нас, создающих целый музейный квартал в самом сердце Москвы. Ведь, Историческому музею переданы 6 старинных зданий, с которыми мы связываем огромные планы. А если говорить не о музеях, а о символах Москвы, то мы испытываем гордость за Покровский собор или храм Василия Блаженного. Шесть лет занимаемся собором, нашим филиалом. В результате скрупулезной реставрации символ Москвы выглядит сейчас лучше, чем когда-либо на нашей памяти. – А что вас сегодня волнует? – Вопрос о Новодевичьем монастыре, ансамбль которого в списке мирового наследия ЮНЕСКО. Исторический музей вложил столько трудов, творческой мысли, сил, чтобы сохранить его, чтобы выявить его культурное и духовное значение. Будет очень обидно, если нас вытеснят из Новодевичьего, где много лет мы жили в мире и согласии с церковью, вместе с владыкой Ювеналием открывали выставки. Взаимопонимание церкви и культуры должно быть непременной чертой современной российской жизни.