Православный чекист

Происшествия

[b]Падкие на разного рода ярлыки журналисты прозвали нынешнего главу ОАО РЖД Владимира Якунина «православным чекистом», хотя с точки зрения здравого смысла в таком определении нет никакого внутреннего противоречия. При том что сейчас к относительно новой влиятельной фигуре российского истеблишмента скорее применима некогда популярная строчка: жизнь моя – железная дорога, вечное стремление вперед. Из пазлов биографии главного железнодорожника можно хоть сейчас выстраивать портрет первого лица государства – качественное базовое техническое образование, длительная работа за границей, опыт в солидных бизнес-структурах и, наконец, нынешнее положение босса для более миллиона сограждан, которых кормят наши стальные магистрали.Словом, не грех и классика вспомнить – «здесь полно отразился новый век и современный человек».С Путиным учредили кооператив[/b]Вообще биография Владимира Якунина – просто Клондайк фактов для любителей поискать судьбоносные совпадения и пересечения кармических маршрутов сиятельных особ.В принципе, его собственная судьба, как и у большинства сорока-пятидесятилетних, четко делится на два этапа – до 1991 года и после. Часть его биографии «до» и несет в себе столь интригующую коллег загадку. Действительно, после окончания Ленинградского механического института молодой инженер некоторое время работал по специальности, а затем его карьера закладывает столь крутой вираж, что приписываемое ему отношение к спецслужбам выглядит вполне логично.После таинственной службы в армии (а два года – это как раз оптимальный срок обучения в одной из высших школ КГБ) работа в Госкомитете по внешнеэкономическим связям – известной «крыше» для действующего резерва, затем долгосрочная заграничная командировка в качестве первого секретаря представительства СССР при ООН. Да еще и специфическая государственная награда – медаль «За боевые заслуги», которой обычные дипломатические клерки не удостаиваются.Однако, в отличие от многочисленных отставников, которые с удовольствием козыряют ныне своим спецагентурным прошлым, для Владимира Ивановича эта тема – табу. Как любили у нас говаривать прежде, видимо, еще время не пришло.Шестилетнюю командировку Якунин завершил аккурат в штормовом 1991 году и, подобно многим своим коллегам (?!), десантировался в набиравший оборот питерский бизнес.И вот тут-то и наступает период знаменательных жизненных пересечений. Не будучи официально на государственной службе, Якунин активно сотрудничает со структурами питерской мэрии и, естественно, знакомится с Владимиром Путиным. Как утверждают, по поручению же городских властей входит в совет директоров отеля «Европа», который возглавлял в тот период… нынешний газовый бог Алексей Миллер. Дальше – еще интереснее. Крутые маршруты бизнеса близко сводят нашего героя с нынешним министром Андреем Фурсенко, который в те уже почти былинные времена серьезно занимался банковской сферой и счел целесообразным ввести в правление банка «Россия» нашего «и инженера, и дипломата».А чуть позже Путин, Фурсенко и Якунин становятся соучредителями дачного кооператива «Озеро». Того самого, в котором расположен столь любимый фотокорами летний домик нынешнего президента. Сам же кооператив, с точки зрения исторического процесса, выглядит то ли кузницей кадров, то ли тайной ложей на лоне природы.После ухода из Смольного команды Анатолия Собчака Владимир Якунин возвращается под государственные знамена и начинает карьерное движение в кильваторе своих соседей и партнеров. Спустя год после смены власти на берегах Невы он возглавляет северо-западную окружную инспекцию ГКУ администрации президента, которой из Москвы руководит Владимир Владимирович. Одновременно как полноправный представитель государства Якунин берет под свою опеку совет директоров морского порта «Восточный» (Находка), в числе топ-менеджеров которого фигурирует Игорь Левитин. Для тех, кто забыл, напомним – нынешний министр транспорта.А в конце 2001 года заслуженно «уходят» в отставку некогда сверхмогущественного министра МПС Николая Аксененко, числившегося среди самых вероятных преемников Ельцина. На его место быстро сватают ветерана железнодорожного движения Г. Фадеева, а вот в качестве второго человека в ведомство, которое больше ста лет фактически стальным обручем стягивает непомерно огромную страну, приходит наш герой, никогда не имевший никакого отношения к шпалам и рельсам.Аппаратная легенда утверждает, что сосуществование «двух медведей в одной железнодорожной берлоге» было не столь уж мирным и благостным, поскольку за спиной-де каждого вырисовывались нехилые группы влияния, рассчитывавшие в перспективе на немалый ресурс ОАО РЖД.Лишним доказательством такой схватки под административным ковром многие наблюдатели считают тот факт, что Фадеев, человек преклонного возраста, был смещен со своего поста с большим скрипом. Причем в тот момент, когда сам находился на совещании в Тбилиси. Последний раз такая печальная судьба постигла, пожалуй, маршала Жукова.Действительно, создается впечатление, что покровители прежнего главного железнодорожника были застигнуты врасплох. Ключевые посты с огромным административными и финансовыми ресурсами просто так не отдаются. А раз РЖД – столь важный ресурс, то и его глава становится джокером на выборах даже в том случае, если сам и не будет баллотироваться. Понятно, что РЖД, «Роснефть», «Газпром» и РАО «ЕЭС России» – вот финансовые стержни любых крупных избирательных кампаний. К слову, только балансовая стоимость ОАО РЖД превышает сумму в пятьдесят миллиардов долларов. Но это уже факт совсем другого анализа.Может быть, Якунин и скрывает свое полувоенное прошлое, но в отличие от, скажем так, иных политиков, фигурирующих в захватывающих воображение списках кандидатов в кандидаты, он довольно четко формулирует собственные идеологические взгляды и пристрастия на широкий круг проблем и идеологических постулатов.Трудно представить Сергея Собянина или Михаила Фрадкова, публично рассуждающих о новых взглядах на Крымскую войну.Для Якунина, давнего главы попечительского совета «Центра национальной славы России», такие оценки – вещь вполне органичная. А потому он считает возможным не просто гласно выдвинуть тезис о том, что «в Крымской войне Россия проявила себя как особая цивилизация, которой было что защищать», но и обосновать его как один из постулатов формируемой ныне российской национальной идеологии.Якунин вообще не рядится в серого кардинала и предпочитает довольно часто и ясно формулировать свое видение современных вопросов, не исключая самые острые. А потому способен без обиняков и без коньюнктурных виляний заявить в радиоинтервью: «Люди с другими взглядами, с другой культурой должны четко сознавать, что они приехали в Россию, в которой есть свои традиции поведения, и их необходимо уважать… У нас в России русская культура, православная история».Но квинтэссенцией работы Владимира Якунина в качестве общественного деятеля является как раз межконфессиональное общение, базирующееся на долгосрочной программе «Диалог цивилизаций». Заседания действующего в ее рамках Международного форума уже прошли в Праге, Петербурге, на Кубе и Родосе. Причем Родосская декларация прямо высказалась в пользу демократического регулированию в мире в противовес одностороннему доминированию. Кажется, прежде такие процессы громко именовали народной дипломатией.Из той же серии председательствование Якунина на конференции «Проблемы формирования государственной политики в России», сама тематика которой слабо вяжется с пуском скоростных экспрессов или применением бесшовной сварки. Тем более, что дискуссия по чистой воды политике была организована при деятельном участии отделения общественных наук РАН. Естественно, тут же родилась версия, что академические умы играют при Владимире Ивановиче роль некоего мозгового центра, сравнимую с позицией Центра стратегических разработок при тогдашнем премьере Путине. А раз есть солидный мозговой центр, значить, есть и установка на разработку и обкатку солидной политической и экономической стратегии. Понятно, что стратегии отнюдь не в сфере балансировки расписания движения.Ныне еще и объявлено, что с конца апреля именно в железнодорожных кассах всем купившим билеты вместе с бланком будет вручаться и георгиевская ленточка, символ единения современных поколений с героями прошедших войн. Тут уж трудно не заметить, что именно путейское ведомство выступает спонсором и организатором масштабной воспитательной кампании.Понятно, что подобная насквозь идеологизированная деятельность слабо соотносится с развитием железнодорожного транспорта и рассматривается в качестве заявки на достижение куда более глобальных целей. Тем более, все памятен все тот же Аксененко, для которого вначале пост главного железнодорожника казался прямым трамплином на пути в Кремль.Утверждается, правда, что Владимир Якунин, традиционный спонсор доставки в Россию на Пасху Благодатного огня из Иерусалима, никак не может претендовать на позицию компромиссной фигуры, устраивающей все группировки влияния. Но такой фигуры и в нашей политической природе не существует.Нет сомнений в том, что Якунин не только обладает собственными глобальными ресурсами, как материальными, так и человеческими, но по ряду позиций способен найти общий язык и с так называемыми силовиками, и с либеральным питерским крылом в действующем правительстве. Плюс его «исторические связи» с ведущими лицами нынешнего режима.Наконец, Якунин тот самый джокер в рукаве. С одной стороны, фигура не затасканным, не засвеченная чрезмерно. С другой – политик с огромным потенциалом быстрой раскрутки. Наконец, руководитель, имеющий потенциальную поддержку нескольких миллионов россиян (включая членов семей), непосредственно связанных с железной дорогой.Но если Якунина нельзя назвать самой притягательной фигурой из всего списка потенциальных кандидатов преемники, то он вполне может считать наименее провоцирующей.– А КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В КАБИНЕТЕ ВИТТЕ, ДЗЕРЖИНСКОГО, КАГАНОВИЧА?– НОРМАЛЬНО. Я ИХ НЕ ПОДСИЖИВАЛ[/b].

amp-next-page separator