Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

В России разрешают летать только по кругу

Общество
В России разрешают летать только по кругу

Как пианист Плетнев взлетел на заоблачные высоты мгновенно – с неоспоримой победой на VI Международном конкурсе им. Чайковского в 1978 году. А в 1980-м дебютировал и как дирижер. В 1990-м основал первый в нашей стране частный оркестр – Российский национальный, – с первых же месяцев существования гордо задавший профессиональную планку. Михаил Плетнев еще и композитор и, кажется, лишь пиетет перед классиками прошлого останавливает его в этой ипостаси. Полвека жизни этого выдающегося музыканта составили значительную часть нашей общей культурной жизни.[b]– Михаил Васильевич, а вам публика нужна?[/b]– А как же.[b]– Я спрашиваю, потому что когда вы выходите на сцену, кажется, что на вашем лице написано некоторое презрение.[/b]– Это от страха.[b]– Если вы чувствуете, что зал вам чем-то неприятен, для кого вы играете?[/b]– Есть ценности, ради которых я выступаю. Я имею дело с гениальными сочинениями и пытаюсь воссоздать их такими, какими они могут произвести наибольшее впечатление. Бывает, что и я плохо играю, даже очень часто ([i]оп-ля![/i] – [b]Н. З.[/b]). Но я по крайней мере стараюсь. Хоть что-то бывает в каждом концерте, хоть 2–3 фразы удачные…[b]– Вы в чем-нибудь идете на поводу у публики?[/b]– Настолько, насколько не расходятся наши вкусы. Я никогда не буду делать то, что мне самому не нравится. Но вообще к публике отношусь с огромным уважением и благодарностью. Раз люди приходят на мои концерты – я уже считаю, что они сделали большой шаг. Я бы сам никуда не пошел.Это же нужно из дома выходить… В Москве опасно... Погода плохая… сыро, холодно, слякоть, в метро толкаются... Может что угодно произойти, могут за 500 рублей убить… А тебе нужно надеть хорошую одежду и идти кудато что-то слушать! И еще неизвестно, хорошо это будет или нет.Более того, люди деньги на это тратят. Я когда смотрю из окна артистической, какая масса народу спешит на мой концерт, мне, честно говоря, страшновато… Люди пришли, я их не знаю. Они что-то хотят получить. Я стараюсь их не разочаровывать. Чтобы они после концерта уходили домой в убеждении, что не зря терпели такие неудобства, не зря пришли, не зря рискуют, возвращаясь домой по темной улице.[b]– Почему все педагоги так мучились с вами? Яков Флиер даже сказал как-то, что провести один урок с вами – все равно что два сольных концерта сыграть.[/b]– Я у него бывал не очень часто.[b]– Почему? Считался столпом…[/b]– Я был ленив ходить куда-то. А он был очень занят. И его, конечно, раздражало, что я приходил, приносил пять концертов Бетховена. Успевал сыграть только один – а уже приходил следующий студент. Так что детальных занятий я не помню никаких.[b]– Многих удивило, что не так давно вы посвятили концерт Горовицу. Ведь есть такие музыковеды, которые считают его игру чуть ли не эстрадой. Кто-то назвал вас антиподом Рихтера. А кто-то – последователем Горовица и Рихтера одновременно. Как это?[/b]– Я совершенно ничего не понимаю в музыковедении. С Горовицем я познакомился, когда он приезжал в Москву. Но обожал его всегда. В чем его гениальность? Садился человек за рояль – и происходило что-то такое, что у другого никак не происходит.[b]– А как вы относились к Рихтеру?[/b]– Я был большим его апологетом, особенно в 70-е годы.[b]– Почему сейчас его стараются как-то принизить? Дескать, страна у нас такая – всех великих тогда было назначено по одному…[/b]– Дурость какая-то. Он потрясающе, совершенно гипнотически воздействовал. Так никто никогда на меня не воздействовал.[b]– А Рихтер впервые услышал вас только в 1986 году на «Декабрьских вечерах» и сказал тогда: «Как же хорошо играет Плетнев!» Он подошел к вам после вашего выступления?[/b]– Конечно. Я ведь даже не знал, что он на концерте. Но я заметил в зале мужчину, который хлопал, высоко подняв руки над головой. И я понял, что это Рихтер. Он что-то очень хорошее говорил мне после концерта. Но общение было минимальным.[b]– И больше вы не виделись?[/b]– Нет.[b]– Сколько концертов в год вы играете как пианист?[/b]([i]Достает бухгалтерскую книгу, испещренную датами, и начинает считать свои концерты тщательно разбирая записи в квадратиках разлинованных страниц[/i].)– Раз… два… три… четыре… семнадцать… двадцать восемь за полгода… вот тут турне последнее было противное… В общем, до 50 в год.[b]– Как вы боретесь с дирижерами, выступая в качестве пианиста? Однажды на концерте с дирижером Зубином Метой между вами, видимо, произошел какой-то конфликт? Мука была слушать. Звучали два прекрасных, но параллельных, никак не сообщающихся исполнения.[/b]– Это был ужасный концерт.[b]– Вам почему-то хотелось поставить дирижера на место?[/b]– Нет, я сам ужасно играл, отвратительно, это был один из самых ужасных концертов в моей жизни. Я слишком много поел до этого, мерзко себя чувствовал. С тех пор я больше никогда не ем перед концертом.[b]– Почему вы впервые сыграли в знаменитом Карнеги-холле только в 2000 году? По качеству – давно должны были бы играть.[/b]– Боятся, наверное, там у них своя контора имеется. Зачем им нарушать свой порядок.[b]– С чем вы связываете приглашение в 1998 году сыграть на инструменте Рахманинова?[/b]– Это не меня пригласили, это была моя идея.[b]– И что там сейчас, в швейцарском доме Рахманинова, на вилле Сенар?[/b]– Там живут люди. Внук Рахманинова Александр Борисович.[b]– Вы нашли контакт?[/b]– До некоторой степени.[b]– Там роскошная обстановка?[/b]– Не особо. Строгая скорей. Излишней роскоши я там не заметил.[b]– Михаил Васильевич, а вы по-прежнему иронично смотрите на аутентичное исполнительство?[/b] ([i]Модное подражание старинной манере[/i].)– Мое отношение к нему не изменилось. Как играли в давние времена – никто не знает. Но публика верит. Хочет попасть в другое время… В общем, это бред какой-то.[b]– А никаких интересных новинок для фортепиано не пишут?[/b]– Не слышал.[b]– И вы никогда не играли авангарда?[/b]– Ну, это же очень просто. Или полнейшая профанация – можно все то же самое сыграть наоборот, с конца до начала – эффект тот же будет. Или композиторы сочиняют что-то очень сложное на компьютере, расписывают ноты, которые и сыграть-то нельзя. Если подходить к этому серьезно, нужна уйма времени, чтобы это выучить, всю эту белиберду… А жизнь коротка.[b]– Все ждут вашу «Пиковую даму» в Большом театре. Вот вы собираетесь там дирижировать, а видели там что-нибудь в последнее время?[/b]– Нет, но слышу о Большом театре немножко не то, что хотелось бы слышать. Я надеюсь собрать команду, которая будет делать то, что там следует делать. Премьера 5–6 октября.[b]– Вы дадите вмешиваться режиссеру в спектакль[/b]?– Я два раза встречался с Валерием Фокиным. И мы с ним договорились, что главное в спектакле – музыка оперы Чайковского. И недопустимо, чтобы слова пели одни, а на сцене происходило бы что-то другое.[b]– А кто из современных музыкантов вас больше всего удивил?[/b]– Алла Баянова. Она когда приехала сюда, я раз десять ходил на ее концерты.[b]– Неужели вам это интересно?[/b]– Она великая актриса. Она приходила ко мне домой, было много гостей, она спела что-то – романс не романс, – у всех катятся слезы. Глубина идет такая, ощущение пережитости доходит моментально… Это дар.[b]– А из пианистов?[/b]– Баянова выступала в зале «Россия» с пианистом Михаилом Аптекманом – это был изумительный тандем. Он лучший пианист в Петербурге, это уж точно.[b]– Но в Петербурге есть еще Григорий Соколов.[/b]– Он очень серьезный. Я два раза по телевизору его слышал. Видно, что он много занимается звуком. У него трели очень хорошо получаются.[b]– Ну, вы же издеваетесь.[/b] ([i]Ведь из российских пианистов рядом с Плетневым можно поставить именно только Григория Соколова[/i].)– Нет, почему. На таких ужасных роялях, какие сейчас делают, такую трель сыграть!.. Может, и пианистов-то сейчас нет хороших, потому что уже не на чем играть – рояли отвратительные. Ужасные просто. Их часто слушать невозможно. Какие до войны «Стейнвей» делал инструменты! А сейчас, только подходя к современному «Стейнвею», уже испытываешь такое отвращение, что хочется сразу уйти. Записи, которые я делал в последнее время, я сам не слышал. Противно их слушать. Я просил покупать мне наушники, которые используются на аэродроме для рабочих, стоящих под самой турбиной.[b]– Зачем?[/b]– Очень раздражают звуки рояля. Особенно современного. Ненавижу! Если надеть такие наушники, ты практически перестаешь слышать что бы то ни было. Играешь на рояле – а музыка доносится до тебя издалека. И ты живешь скорее в мире собственного воображения.[b]– Мы все пережили свои мечты. Вера Горностаева когда-то сравнивала вас с отроком Варфоломеем с картины Нестерова. Что осталось от отрока?[/b]– Внешняя оболочка. По комплекции походил когда-то. Но сейчас уже нет… Я теперь скорее на Пимена похож.[b]– Что-нибудь читали интересного в последнее время?[/b]– Больше мемуаристику: Малько, Голованова – потрясающе.[b]– А что из фильмов понравилось?[/b]– Сейчас много талантливых фильмов. Вообще мой любимый фильм – это «Бриллиантовая рука».[b]– Да? А я-то всем говорю: пока вы в сотый раз смотрите свою «Бриллиантовую руку», я хожу на Плетнева…[/b]– Недавно посмотрел «Солнце» про императора Хирохито. Я часто бываю в Японии, мне много о нем рассказывали. В целом фильм очень интересный. Но мне кажется, есть затянутость. А природа жанра требует большей динамичности. В фильме все должно быть скорее, понятнее зрителю. Сколько можно показывать лицо и так, и так… Это в музыке можно звук тянуть. А здесь нужно что-то другое.То же и в фильмах Тарковского. Тем не менее Сокурова ясчитаю выдающимся режиссером, интеллигентным человеком, который не идет на поводу низших вкусов.Вот пригласили нас записать саундтрек к фильму о Рахманинове, который снимает Лунгин. Мне сказали – это не о Рахманинове, это фантазия на темы по поводу Рахманинова. Я прочитал сценарий с эротическими сценами – и отказался. Рахманинова лучше не трогать такими руками.[b]– Давайте теперь все, что вне музыки, – в форме блица. Вы пользуетесь Интернетом?[/b]– Конечно.[b]– А как автогонки?[/b]– Какие автогонки?[b]– Ну, я не знаю, я в книге о вас читала…[/b]– Это вы меня с Микельанджели перепутали, он этим занимался профессионально.[b]– Лыжи?[/b]– Лыжи – да.[b]– А где?[/b]– В Швейцарии.[b]– Серфинг?[/b]– Я уже стар для серфинга! У меня спина болит… Сейчас я летаю.[b]– Как это – летаете???[/b]– Экзамен сдал – третий из четырех. Остался только флайтест.[b]– У вас какой самолет?[/b]– Самолет у меня скорее спортивный.[b]– А в какой стране вы летаете?[/b]– Ну, не здесь. Сами понимаете, здесь очень тяжело летать. Разрешают только в воздушном пространстве аэродрома. По кругу. А если хочешь куда-то за его пределы, надо составить полетный план, подать его за месяц, будут какие-то проверки, и еще неизвестно, утвердят ли его десять инстанций… А потом еще погода начнется плохая… Вот в Шотландии, например, вы все это можете оформить за тридцать минут. Даешь примерный план – и лети в любое время в любом направлении.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.