Непотопляемые поплавки?
[b]На своеобразную речную штрафстоянку отбуксирован первый дебаркадер, незаконно занимавший москворецкую акваторию в Серебряном Бору. Об этом «непотопляемом крейсере», самовольно подключившемся к городским электросетям, мы писали в материале «Захватчики» больше двух лет назад, и отрадно, что наконецто дело сдвинулось с мертвой точки. Еще приятнее, что это не разовая акция.[/b]Сегодня Росприроднадзор совместно со столичным Департаментом природопользования и охраны окружающей среды начинает масштабную проверку дебаркадеров, «припаркованных» к гранитным набережным в черте города и использующих городские коммуникации.Во многих зарубежных городах, через которые протекают крупные реки, люди используют прибрежный бечевник для проживания. К примеру, «дом» в барже на Сене намного дешевле равновеликого жилья в многоквартирном здании на набережной. Плюс на воде еще и соседи не беспокоят! Знаменитые каналы Амстердама, Роттердама и Гронингена вообще превратились в тесные улицы, по обеим сторонам которых – жилые апартаменты. Россия же тут по традиции избрала оригинальный путь. Многие дельцы, в 1990-е годы за копейки приватизировавшие старые развалюхи-дебаркадеры, отремонтировали их, перестроили и, арендовав (тоже, в сущности, за копейки, ведь московская рента на воде в 60 раз меньше земельной) участки акваторий, превратили эти объекты в предприятия высокодоходного бизнеса.В прошлом десятилетии, когда в городском бюджете каждая копейка была на счету, их существование, конечно, было оправданно. Но нужно ли нам это караванное хозяйство у набережных сегодня, когда российская столица всерьез задумалась о собственном имидже? И почему, собственно, само население «дебаркадеров» не желает перебираться с зыбких волн на твердую сушу? Чтобы выяснить это, накануне проверки репортеры «ВМ» объехали несколько дебаркадеров. В Росприроднадзоре не сообщили, куда именно будет нанесен следующий удар инспекторов, объясняя свое молчание тайной внезапности.Однако нам удалось узнать, что в числе трех самых проблемных объектов «под прицел» попал ресторан «Поплавокъ» на Якиманской набережной. Прибыв на Водоотводный канал, мы увидели, что ресторан закрыт. Как грустно подтвердил рабочий Хабиб Салаев, уже начался демонтаж оборудования: администрация вывозит столы и стулья.Однако директор «Поплавка» Сергей Бояркин, которому мы дозвонились на мобильный телефон, очень удивился, узнав, что его фирма попала к природоохранным службам «на крючок»: – Вовсе мы не собираемся покидать дебаркадер. Этот ресторан, если хотите знать, место историческое: тут еще Жеглов с Шараповым Маньку-Облигацию в «Месте встречи изменить нельзя» брали!Действительно, больше года мы закрыты – потому что Мосводоканал водоснабжение отрубил. Но сейчас мы на них в суд подаем и без боя не сдадимся! Фрунзенская набережная вообще превратилась в сплошное скопище увеселительных заведений на воде. Некоторые из особо упертых тоже судились с Мосводоканалом – например, владельцы дебаркадера в домовладении 24 «д», сдающие свою калошу одновременно и таверне, и игорному заведению. И даже более того, суд выиграли.– Посмотрите, у нас все по закону! – тараторит спустившийся с борта дебаркадера мужик в сандалиях на босу ногу, гордо демонстрируя большую резиновую трубу. – Канализационные стоки прямо через этот канал направляются в коллектор. Так что загрязнение реки исключено!«Канал» нависал прямо над речной водой. Впрочем, степень экологической компетентности «специалиста» прояснилась, когда я поинтересовался его должностью. Ответ, признаться, шокировал:– Да я так, безработный. Участвовал на общественных началах в проекте переустройства дебаркадера.Комментарии, как говорится, излишни. Стоило же мне потребовать встречи с настоящим руководством, как охрана заблокировала все двери таверны (несмотря на то что официально заведение было открыто).В Мосводоканале факт завершившегося судебного процесса подтвердили, однако заявили, что собираются обжаловать решение. А вот представители двух соседних дебаркадеров в ответ на мои расспросы удивленно заметили, что ни о каких предстоящих проверках не слышали и вообще не понимают, чем обусловлено столь пристальное внимание к ним, скромным труженикам общепита. Судя по всему, душой они не кривили: в разгар рабочего дня в пролетах дебаркадеров царили суета и гомон, через трапы загружалась снедь, на столиках администраторов беспрерывно трезвонили телефоны.Впрочем, язык не поворачивается назвать дебаркадерами эти надстроенные до трех палуб шикарные рестораны «Мама Зоя» и «Сказка Востока» (к последнему из которых со стороны русла причалил еще один дебаркадер – уже в первозданном своем виде, судя по всему, использующийся как открытая веранда).Впрочем, не у всех владельцев столь крепкие нервы. «Дамы и господа! По техническим причинам бар не работает. Приносим свои извинения. Администрация» – такое объявление вывешено на баре «Причал торпедных катеров», занимающем ближайший к Крымскому мосту дебаркадер.Однако разыскать эту самую администрацию не так-то просто. Съехала, как объяснил охранник, и инвестиционно-риелторская компания МИК-инвест, чья реклама еще красуется на верхней палубе. А что же капитан? Вразрез с морским законом, требующим покидать судно последним, шкипер Валерий Никонов тоже сбежал на сушу. Но по мобильному телефону, надо отдать должное, ответил – естественно, фразой, что работают они на стопроцентно законных основаниях.А вот генеральный директор АО «Компания Таир» Альберт Трояновский, наоборот, по первому зову примчался на свой корабль «Викинг». Этот дебаркадер, переделанный в шикарное таинственное судно-пагоду, уже десятый год стоит у 8-го дома по Бережковской набережной. И, судя по всему, проблем не испытывает: внутри – тишь, покой и безмятежность, рекламные растяжки зазывают в суши-бар, в ночной клуб и на дискотеку, а объявление у входа заблаговременно извещает о том, что 16 июля ресторан закрыт на спецобслуживание.– Все претензии к нам беспочвенны! – возмущается Альберт Александрович. – Лицензия у нас есть, а аренда акватории оформлена на 15 лет.Увы, с арендными отношениями не все так просто.– К большому сожалению, за несколько дней до вступления в силу нового Водного кодекса, когда полномочия Московско-Окского водно-бассейнового управления истекали, эта организация не постыдилась пролонгировать договоры на водопользование с очень многими предприятиями. Кому-то аренду продлили на 10 лет, кому-то на 15, а кому-то на 49, – прокомментировал «ВМ» ситуацию руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин. – Думаю, это должно стать предметом интереса со стороны Генеральной прокуратуры РФ. В любом случае могу вас заверить: ликвидация этих дебаркадеров – всего лишь вопрос времени.Удастся ли побороть «непотопляемые» рестораны?«ВМ» следит за ситуацией и сообщит о результатах проверки.