Старцы Зосимовой пустыни
Житие самого преподобного Зосимы сплошь испещрено знаками вопросов, ведь первые его записи были сделаны лишь полтора века после кончины старца, а сам он, возможно, «не разумел грамоте» или, скорее всего, столь погружен был в молитвенное делание и обустройство пустыньки, что и в голову не приходило вести какую-то летопись о столь обыденных делах. Но память народная сохранила свидетельства о праведности, прозорливости, даре целительства – что объединено в емком и таинственном понятии «старец».Старчество спокон века перешагнуло через монастырские стены, где служило окормлением новоначальных насельников более опытными монахами, и ушло в скиты, леса, пустыни в поисках затвора и молитвенного делания во благо спасения души. Однако, вопреки намерениям, уединение часто не обреталось, а, напротив, отшельник становился центром духовной жизни и паломничества.Тоже произошло и с Зосимой. Уйдя из Троице-Сергиевой обители, дабы «побеждать демонские полки», он становится той лампадкой, на свет которой стекался сначала окрестный люд, а после и вся Московия. Достаточно сказать, что среди его духовных чад была сестра императора Петра I Наталья, внесшая значительный вклад в создание пустыни. Однако после кончины отца Зосимы (1710–1713) обитель распадается, периодически возрождаясь и влача печальное существование.И только в последней четверти XIX века начинает свою новую историю. Троицкий архимандрит Павел (Глебов †1901), назначает Строителем (официальный титул, писавшийся с заглавной буквы) монастыря Гефсиманского иеромонаха Германа (Гомзина † 1923), который приходит в 1897 году на место нового служения с тринадцатью учениками. Через год к ним присоединяется бывший протопресвитер главного российского храма Успенского собора Кремля – Федор Соловьев, ставший знаменитым Алексием Зосимовским (†1928). Это и был цвет Зосимовского старчества, притянувшего к себе среди десятков тысяч паломников будущих преподобномучеников, митрополитов, епископов, царственных особ.Братия разогнанного в 1923 году монастыря, рассеянная вокруг Москвы, разнесла семена зосимовского старчества по душам страждущих под большевистскими гонениями православных.Среди трех десятков монахов, чьи биографии известны после момента закрытия пустыни, нет ни одного, не подвергшегося репрессиям. Помимо преподобных Германа и Алексия, чьи мощи сейчас покоятся в одной раке монастыря, были прославлены: преподобный Игнатий, преподобный Макарий, игумен Владимир, иеромонах Герасим – новомученики российские. С ними неразрывно связаны имена их сподвижников: благочинного обители иеромонаха Мелхиседека (Лихачева †1931) – похоронен в безвестной могиле Ваганьковского кладбища, иеромонаха Никодима (Монина †1937) – расстрелян и похоронен на Бутовском полигоне); иеромонаха Феодорита (Кудрявова †1937)) – расстрелян и похоронен в Муроме; иеромонаха Софрония (Петрова †1937) – расстрелян и похоронен в Иванове; иеродиакона Галактиона (Сергеева †1938), послушника Евдокима Демидова (†1938) – расстреляны и похоронены на Бутовском полигоне…Сгинули в концлагерях Средней Азии иеродиакон Иоаникий (Каштанов †?) и иеродиакон Евфросин (Данилов †?)…Остаются невыясненными обстоятельства и дата погибшего во время войны в тюрьме преемника старца Алексия – схиигумена Митрофана (Тихонова†?); не подтвержден трагический финал жизненного подвига отца Досифея (Шонина †?) – духовника великого русского философа А. Ф. Лосева…Трагична и светла судьба Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Высок и ярок подвиг ее насельников, о коих молятся их сегодняшние преемники – братия возрожденного в 1994 году монастыря.Подробнее о прошлом и настоящем Свято-Смоленской Зосимовой пустыни – на сайте