Мат или не мат?
[b]Экспозицию «Соц-арт. Политическое искусство в России» в Париже все-таки увидят. В 20-х числах этого месяца она откроется в галерее «Мезон Руж». На пресс-конференции в ИТАР-ТАСС дирекция Третьяковской галереи (под брендом которой проходит выставка) дала пояснения прессе о том, как случилось, что вокруг экспозиции возникла такая шумиха.[/b]Известно, что министр Соколов назвал выставку «позором России» и заявил, что сделал все, чтобы она не поехала во Францию, в понедельник на прошлой неделе. Генеральный директор ГТГ Валентин Родионов в это время находился в больнице, поэтому прокомментировать ситуацию он не смог. Но совершенно неожиданно (и очень мудро) сделал это на пресс-конференции по поводу открытия выставки Шишкина в Третьяковской галерее. На фоне масштабной экспозиции художника, милого сердцу даже самого закостенелого ретрограда, мысль о том, что ГТГ можно упрекнуть в пренебрежении общественной моралью, казалась просто абсурдной.Валентин Родионов заявил, что на французской выставке неожиданно чуть было не появились работы, не фигурировавшие в списке, обсуждаемом ученым советом ГТГ. И это, вероятно, «проделки» заведующего отделом новейших течений Андрея Ерофеева, уже неоднократно получавшего строгие выговоры за нарушения порядка галереи. Родионов заметил, что благодарен Федеральному агентству по культуре и кинематографии, вычеркнувшему из выставочного списка 17 работ. Потому что в них содержались нецензурные слова и выражения, свастика и «элементы хулиганства».На следующий день на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС (проходившей уже без участия Родионова) его коллеги, в общем, повторили примерно все то, что говорил их начальник.Заместитель гендиректора ГТГ Лидия Иовлева лишь заметила, что этот скандал сделал колоссальный пиар выставке, на что, очевидно, и был рассчитан.Журналистов очень интересовало, где же, собственно, сам нарушитель спокойствия Андрей Ерофеев. Оказалось, во Франции. Иовлева пошутила, что он «из своего Разлива, как Ленин, руководил восстанием». И прибавила: «Ерофеев, конечно, звезда, но как всякого талантливого человека его иногда заносит».Прессе было любопытно узнать и то, видел ли министр Соколов выставку «Соц-арт. Политическое искусство в России», когда она этой весной проходила в ГТГ в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. Оказалось, что как официальное лицо он туда не приходил. Но неизвестно, может быть, он смотрел выставку частным образом.А ведь на ней в течение целого месяца провисела работа «Эра милосердия» (где изображены целующиеся милиционеры), так возмутившая министра.И посылать ее во Францию, по словам зам. гендиректора ГТГ по научной работе Ирины Лебедевой, решили только потому, что она уже прошла апробацию на российской публике. Кстати, это единственная работа из скандальных 17, принадлежащая Третьяковской галерее.В общем, можно сказать, что очередной скандал по поводу современного искусства уместился ровно в одну неделю. Но эхо у него, наверное, будет долгим. За последние годы современное искусство вообще часто становится камнем преткновения. Такая уж функция у него – провокативная. Но ведь оно отражает процессы, которые в обществе пусть подспудно, но происходят.Странно только, что никто не запретил везти за границу фильм «Груз-200». Ведь на фоне его героя в погонах милиционеры из «Эры милосердия» кажутся просто ангелами.