Открытые шпалы

Общество

Эксперты общественного движения «Москвичи за трамвай» рассмотрели проект Целевой среднесрочной программы восстановления и модернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008-2010 г . 23 октября, во вторник, правительство Москвы рассмотрит эту программу. Целевое выделение средств на ремонт путей является острой необходимостью: на 1 января 2007 г 121 километр одиночного пути (кмоп) из 416 (т.е. 29% путей) нуждается в срочной модернизации. Последний раз пути трамвая в Москве приводили в порядок в 1992-1996 году силами железнодорожных войск, в результате к началу 1997 года все пути находились в нормативном состоянии. Однако с тех пор восстановление приходилось проводить собственными средствами ГУП «Мосгортранс» - в среднем по 11,3 кмоп в год. Учитывая, что срок службы путей – 15 лет, для поддержания нормального состояния существующей сети (416 км) необходимо ремонтировать по 27,7 кмоп в год (т.е. в 2,5 раза больше). Если отставание от нормативных объёмов сохранится, к 2010 году уже 160 км пути будут находится в неудовлетворительном состоянии. Целевой программой предполагается выполнить восстановление и модернизацию 160,3 км трамвайных путей и полностью ликвидировать отставание в сроках ремонта. Однако, учитывая, что столь масштабные работы по трамвайным путям предпринимается впервые за 15 лет, необходимо не просто «привести пути в порядок дедовскими методами по стандартам 1950-х годов», а провести работы с учётом современных требований к трамваю и тяжёлой транспортной ситуации. В проекте Целевой программы содержится немало таких нововведений: строительство посадочных платформ для пассажиров, чтобы уровень платформы находился на уровне нижней ступеньки вагонов (на уровне пола в новых низкопольных вагонах); использование современных конструкций стрелок и крестовин (отмечено, что существующие стрелки разработаны в 1950-х годах и не отвечают современным требованиям к скорости, безопасности и комфорту поездки); покрытие трамвайных путей газоном (к сожалению, пока что лишь в виде эксперимента – 0,78 кмоп); требование повышения средней скорости трамвая на обособленном от автомобилей полотне до 30 км/ч, что соответствует современным показателям европейских трамвайных систем.Движение по рельсам плохо сочетается с автотранспортом: у трамвая другие параметры разгона и торможения. В то же время трамвай может перевезти до 25 тыс. пассажиров в час по одной полосе – в отличие от автобусов и троллейбусов, перевозящих максимум 7 тысяч пассажиров в час. Учитывая специфику трамвая, для него предусматривают т.н. обособленное полотно – пути, уложенные отдельно от проезжей части (сбоку или по оси улицы). В этом случае трамвай беспрепятственно и безопасно мчит по своей полосе, обеспечивая максимальный объём перевозок с максимальной скоростью. Фактически, обособленное полотно – это выделенная полоса для общественного (трамвайного) транспорта. Почему нынешние трамваи зачастую «ползут с черепашьей скоростью», даже когда на путях нет ни одной машины? Причина – покрытие путей плиткой, которая создаёт «идеальные» условия для движения автомобилей и пешеходов по путям. В этих условиях вагоновожатые вынуждены снижать скорость с 60 до 30 км/ч, чтобы избежать столкновения – ведь в случае появления препятствий на путях «свернуть» трамвай уже не сможет. На отдельных участках обособленных трамвайных линий (Шоссе Энтузиастов, Просп. Мира у Северянинского путепровода, Волоколамское шоссе и ряд других мест) творится настоящий кошмар: автомобилисты выезжают на полотно, специально предназначенное для трамвая, и полностью блокируют движение вагонов. Подобные «сцены» на наших улицах однозначно показывают, что идея выделенных полос для автобусов и троллейбусов в Москве является профанацией: если даже на трамвайных путях не могут навести порядок, кто гарантирует отсутствие автомобилей на автобусных полосах? На каждом перекрёстке не поставишь сотрудника ГИБДД, который будет следить за «чистотой полос», да и пока он 15 минут оформляет штраф одному нарушителю, по «выделенной» полосе безнаказанно проедут 150-200 желающих объехать пробку. Выход из этой критической ситуации – только один: устройство трамвайных путей с открытыми шпалами по образцу железнодорожных. В Москве – несмотря на все пробки - не зафиксировано ни одного случая движения автотранспорта по железнодорожным путям с открытыми шпалами. Для примера можно взять железнодорожную ветку из пос. Северный до Лианозова: она дублирует Дмитровское шоссе на протяжении более 2,5 км и используется поездами только ночью 2-3 раза в неделю, однако ни разу никто не попытался объехать по ней пробки на шоссе. Трамвайные линии за рубежом переоборудуют по стандарту железных дорог: пути – с открытыми шпалами, на остановках – платформы на уровне нижней ступеньки, на пересечениях автодорог – железнодорожные шлагбаумы. Столкнулся с трамваем на пересечении – это равносильно столкновением с поездом, виновным автоматически объявляется водитель автомобиля, а трамвай без задержек проследует дальше.

amp-next-page separator