В Росии процветает вагонный вандализм
В Никулинском районном суде Москвы начинает слушаться дело некоего Владислава Старостенко. Восемнадцатилетний недоросль закидывал камнями поезда дальнего следования и электрички Киевского направления. Меткий злодей разбил лобовое стекло в кабине машиниста электрички Москва–Малоярославец, а также в нескольких вагонах скорого поезда Москва–Киев. Особенность ситуации в том, что такие дела удается довести до суда крайне редко. Московская железная дорога оценила нанесенный ущерб в 140 тысяч рублей. Речь идет о доказанных эпизодах. Но на «боевом счету» вандала наверняка есть и другие эпизоды. В том, насколько опасны подобные случаи и как часто они происходят, решил разобраться корреспондент «Вечерней Москвы». В пресс-службе Московского УВДТ на железнодорожном транспорте нам предоставили справку, в соответствии с которой за 10 месяцев текущего года случаев вандализма на московском транспортном узле отмечено совсем немного. В частности, подростками (а именно они являются главными транспортными хулиганами) совершено всего 15 правонарушений. В это число включены даже незначительные случаи, такие, например, как «выбивание одного стекла в окне дверей тамбура вагона». Кстати, учитывается не только территория Москвы и Московской области. В ведении московской железнодорожной милиции находятся дистанции вплоть до границы с Белоруссией, с Украиной по Киевской дороге, до Курска, Владимира, Калуги и других областных центров смежных с Московской областью регионов. С другой стороны, за те же 10 месяцев текущего года с поездов на территории ответственности Московского УВДТ, снято и доставлено в подразделения милиции 18 тысяч подростков. В основном это попрошайки и малолетние бродяжки, съехавшиеся со всей страны и из ближнего зарубежья. И все же цифра поражает. Ведь такие «детки» не прочь обобрать подвыпившего пассажира, вытащить мобильник у спящего человека или натворить что-нибудь еще, что не войдет ни в какие милицейские сводки. По существу, речь идет о серьезной социальной проблеме. – Фактов вандализма на железной дороге становится меньше, – считает начальник отдела по делам несовершеннолетних Московского УВД на железнодорожном транспорте Николай Захаров. – Дело в том, что в электричках и зонах отчуждения становится меньше цветных металлов. Еще сравнительно недавно полки для багажа в вагонах и ручки дверей в тамбуры были из алюминия. Естественно, их снимали при любой возможности. Сейчас их делают из пластика. То же самое можно сказать и о кабелях. Недавно на Рижском направлении правонарушителям удалось украсть большой кусок подземного кабеля. Они сунули его в костер, чтобы отделить дорогую медь от пластика. Но оптико-волоконный кабель сгорел, воры просчитались. Другой вид правонарушений – так называемые граффити. Ночью на конечной станции, например, где-нибудь во Фрязине, электропоезда отгоняют в отстойник. Там за них отвечают машинист и его помощник. Но они живые люди, могут отойти, заснуть. А много ли «художникам» нужно времени? Несколько минут – и вагон размалеван до неузнаваемости из баллончиков с краской. И хорошо, если «живописцы» ограничиваются лозунгами «Спартак – чемпион» и т. п. В Москве пробовали объявлять конкурсы на лучшую роспись стены или вагона, желающие приходят, «рисуют», но… запретный плод слаще. Потом всю эту самодеятельность приходится счищать, тратить время и средства. Единственное, что утешает, уже практически нет случаев нецензурных или неприличных рисунков. Еще одна проблема – посторонние предметы на рельсах. Такие ЧП нередки весной, когда владельцы гаражей проводят ревизию всякого хлама. Они вытаскивают к железнодорожному полотну весь ненужный хлам, чем и пользуются скучающие подростки. Недавно в районе станции Барыбино машинист электрички вовремя заметил положенный на рельсы холодильник и успел затормозить. Вся бригада поезда получила премию и благодарность. Конечно, самое распространенное – битье стекол. Случается, что из-за тесноты их просто выдавливают. Но встречается и откровенный вандализм. В сентябре этого года на перегоне Дмитров–Дубна трое подростков, возвращавшихся с дискотеки, за один раз перебили 68 оконных стекол! Представьте себе состояние наблюдавших все Наиболее криминогенной дистанцией в Подмосковье является район станции Монино Ярославской железной дороги. Здесь зафиксировано наибольшее число правонарушений – хулиганства, кражи, грабежи, разбои, нанесение тяжких повреждений. Ситуация настолько тревожна, что в Монине создано линейное отделение милиции. Серьезное внимание привлекают станции Захарово, Петушки, Крутое по Владимирскому направлению, а также мытищинский транспортный узел по Ярославскому. Справка ВМ: За сутки на вокзалы Москвы приходит и отъезжает почти 3,5 тысячи электричек и около 800 поездов дальнего следования (не считая транзитных). Обеспечить каждому поезду полноценную милицейскую охрану невозможно. Наряды милиции сопровождают прежде всего электрички, начиная с десяти вечера и до утра. В этот период времени каждый вызов по внутренней связи электропоезда будет услышан. Около 200 поездов дальнего следования по спецвыборке ежедневно также сопровождаются нарядами милиции. На остальных поездах милиционеры присутствуют периодически. Скинхеды чаще всего проявляют себя на Рижском направлении. Здесь зарегистрировано наибольшее число преступлений на национальной почве. Кражи и грабежи – это Горьковское направление Курской дороги. К тому же здесь много подростков – любителей кататься на сцепках вагонов. А вот наркотики прибывают в столицу на поездах из Санкт-Петербурга. В основном это таблетки типа ЛСД.