Местное самоуправление помогает москвичам
Согласно мудрой восточной пословице «собака лает, караван идет». Пока кто-то распускает слухи о том, что в Москве не дают реальных полномочий депутатам, столичные власти завершают программу государственной поддержки и развития местного самоуправления на 2005–2007 годы. Муниципальная власть – дело новое. Поэтому учиться ей и руководству города, и самим депутатам муниципальных собраний пришлось буквально «на ходу». Были здесь и достижения, и явные проблемы. То, что казалось полезным сначала (например, согласование застройки), на деле оказывалось только лишней бюрократической ступенькой. А то, что еще полгода назад казалось недостижимым (собственные бюджеты муниципалитетов, полномочия по спортивной и досуговой работе в районах), успешно осуществилось в самые короткие сроки. Об этом и шла речь на заседании правительства Москвы при обсуждении целевой программы государственной поддержки и развития местного самоуправления на 2008–2010 годы. Пожалуй, наибольшее число компетентных выводов и предложений прозвучало в выступлении председателя комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяны ПОРТНОВОЙ. – Татьяна Арториджевна, как изменилось столичное местное самоуправление за эти годы? – Рассматривая сегодня Городскую целевую программу государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москве на 2008–2010 годы, мы должны сказать о тех задачах, которые были выполнены одноименной программой за 2005–2007 годы. Это нужно для того, чтобы определиться, на каком этапе развития местного самоуправления мы находимся и какие задачи в отличие от прошлых лет мы ставим на будущее. На мой взгляд, в городе был выбран правильный, рациональный путь развития местного самоуправления (МСУ). За предыдущие годы была создана законодательная база МСУ, разработаны основные законы. Органы МСУ были наделены собственными полномочиями, как и было намечено, развитие МСУ шло по пути наделения его государственными полномочиями, причем полномочиями, дополняющими друг друга, образуя комплекс полномочий по работе с населением. Это то, что ближе всего местным депутатам, муниципалитетам. – Но, как говорилось на заседании правительства, далеко не все москвичи знают, какие вопросы находятся в ведении муниципалитетов. Перечислите их, пожалуйста. – В первую очередь – это работа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация досуговой, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства. Это большой круг вопросов, на который выделены деньги и кадры для их выполнения. Кроме того, сегодня уже подготовлен пакет документов о передаче органам МСУ вопросов по опеке и попечительству, что весьма расширит меру ответственности муниципалитетов за выполнение возложенных на них государственных полномочий. Следующий наш шаг: сегодня передача муниципалитетам в безвозмездное пользование нежилых помещений, спортивных площадок идет согласно нормативам – 0,15 кв. метра на 1 человека по спортивным площадкам и 0,05 кв. метра на человека по нежилым помещениям. Подход чисто механический. Но в некоторых районах у нас есть замечательные ФОКи, крытые стадионы. Например, открыт замечательный центр в Свиблове, где можно заниматься активно досуговой работой с большим числом жителей, и нужно ли в этой ситуации что-то строить в районе дополнительно? Имеет смысл по каждому району, микрорайону в развитии данной инфраструктуры рассматривать план отдельно. – Это и есть основная цель новой программы до 2010 года? – Разумеется, нет. Основная цель дальнейшего развития местного самоуправления в Москве – повышение социальной активности населения, привлечение его к участию в управлении городом, округом, районом, своим двором, наконец. Понятие «самоуправление» потому и включает в себя смысл: сам управляю. Я бы добавила: и учусь управлять. Для развития местного самоуправления на данном этапе необходимы не новые полномочия (полномочий в настоящее время и так достаточно), а их осуществление. Надо создать эффективную систему взаимодействия органов исполнительной власти и органов МСУ. В новой программе на 2008–2010 годы речь идет о создании регламентов такого взаимодействия, о создании совместных планов работы и т. д. Особенно я хочу подчеркнуть, что здесь важен уровень районов, уровень управ. С одной стороны, нужно четкое разграничение полномочий, а с другой – взаимодействие. Если в префектурах есть координационные советы при префектах и есть определенная мера понимания необходимости взаимодействия, то на уровне районов это бывает далеко не всегда. Сегодня в некоторых районах имеет место столкновение интересов управ и муниципалитетов, и их необходимо регулировать. Большое внимание надо уделить методической помощи местному самоуправлению, разработке более детальных и понятных пособий и рекомендаций. Создание методического центра сегодня актуально. Кроме того, передав государственные полномочия местному самоуправлению, мы должны четко представлять, как данные полномочия выполняются. То есть речь идет о контроле. С одной стороны, в законе о передаче полномочий прописана необходимость контроля. Но в то же время, я считаю, необходима разработка и внедрение системы критериев и показателей эффективности, результативности органов МСУ, в том числе и по исполнению переданных государственных полномочий. Если в исполнительной власти есть определенные критерии работы, по которым можно оценить ее работу, то в системе местного самоуправления этого нет. – Что бы вы как специалист назвали наиболее важной проблемой в развитии местного самоуправления в городе? – На сегодняшний день по-прежнему лишь небольшая часть москвичей знает о том, чем занимаются органы местного самоуправления; как они решают вопросы местного значения и как каждый житель города может участвовать в решении проблем своего двора, района, округа. Это связано в первую очередь с тем, что в настоящее время существует лишь точечная, ситуационная информационная поддержка местного самоуправления: раз в квартал выходит «Муниципальная газета» – приложение к «Тверской, 13». Лишь каждый стотысячный житель сможет прочитать ее, а потом «забыть» на три месяца. То есть охват «Муниципальной газетой» населения невелик, актуальная информация не доносится, устаревает, отсутствует событийность, печатного пространства не хватает. Районные газеты, которые выходят в 37 районах города и издаются совместно управами и муниципалитетами, а также муниципальные периодические издания, которые издаются муниципалитетами (они выходят в 56-ти районах города) публикуют больше информации о событиях в районе. Но в них преобладают официальные материалы. Качество их издания и профессионализм журналистов оставляет желать лучшего. К тому же эти издания все равно не «закрывают» все 125 районов города. Комиссия по государственному строительству и местному самоуправлению МГД, Экспертный совет в процессе обсуждения с разработчиками программы внесли ряд серьезных предложений по информационному блоку. Я могу выразить удовлетворение, что тот информационный раздел, который нами разработан, вошел в программу. В связи с этим мы говорили о необходимости создания и выпуска еженедельной общегородской газеты с постоянным информированием жителей о том, что происходит в городе на разных уровнях: район, округ, город. Еженедельная общегородская газета при том же тираже сможет охватить большее число жителей города за счет периодичности. На базе газеты будет осуществляться подготовка журналистских кадров для районных и муниципальных периодичных изданий, которые занимались бы данной тематикой. Необходимо также проводить информационную интервенцию и на российский уровень. Опыт работы исполнительной и законодательной власти города в вопросах привлечения населения города к активному участию в развитии местного самоуправления вызывает большой интерес в регионах. Можно воспользоваться тем, что уже существует – новый всероссийский журнал «Самоуправление: теория и практика». В нем периодически публикуются материалы о московском опыте, но можно сделать это на постоянной основе. Теперь о телевидении. Телевизионная информационная программа «Имеем право», которая выходит каждую субботу на телевизионном канале «Столица», не отражает того, что реально сегодня происходит с жителями и местным самоуправлением в городе. Продолжительность программы – всего 13 минут в неделю, и в ней в основном говорится о том, что делают муниципалитеты и депутаты муниципальных собраний совместно с исполнительной властью в отдельно взятом районе. Мало интересных примеров с участием простых людей, мало человеческих историй. Хотя за время своего существования передача нашла своего зрителя и показала, что тематика местного самоуправления интересна и нужна москвичам. Для систематического освещения ситуаций, в которых жители совместно с органами местного самоуправления решают задачи местного и городского уровня, необходима аналитическая телевизионная программа, которую можно, к примеру, назвать «Управляем вместе». В ней можно развернуть обсуждения любых вопросов, в которых местное самоуправление и жители города могут и должны работать рука об руку. Например, создание ТСЖ, выбор управляющих компаний, работа общественных пунктов охраны и правопорядка, организация досуга, спорта совместно с жителями, создание условий для комфортного проживания (семейные кафе, интернет-кафе и т. п. в шаговой доступности для каждого) и др. Информирование может стать важнейшим инструментом для дальнейшего развития местного самоуправления. Оно поможет шире привлекать жителей столицы к решению местных и общегородских вопросов, к участию в городских программах и проектах, будет способствовать формированию активной жизненной позиции, а значит, и социально ответственного гражданского общества в нашем городе.