В эти дни в Пушкинском музее проходит новая выставка
Традиционная выставка, приуроченная к фестивалю «Декабрьские вечера», посвящена теме пути в европейском искусстве XVII–ХХ веков. В Пушкинском музее интерпретировали ее, используя работы не только из своего собрания, но и из нескольких отечественных (ГИМа, Русского музея, Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан) и двух зарубежных музеев (Государственных Художественных собраний Дрездена и Лондонской национальной галереи). Тема пути в изобразительном искусстве впервые отчетливо зазвучала вместе с появлением христианства. Выставку, однако, решили начать с мотива кризиса в христианском сознании. Его отражают две работы: «Бегство в Египет» Якоба Йорданса и «Возвращение Иакова в Ханаан» Виллема Ван Ньюланта (чудесная многофигурная композиция, почти идиллическое изображение средневекового города). Обе картины на духовную тему, и обе поражают чувством разобщенности между персонажами, между которыми, кажется, оно никак не может быть. Например, в «Бегстве в Египет» Иосиф, Мария и Ангел так погружены каждый в свои мысли, что просто не замечают друг друга. Библейские мотивы сменяет тема дороги в эпоху географических открытий. Ключевая работа в этом разделе – «Астроном» Доменико Фетти из дрезденских Государственных Художественных собраний. Эта работа отражает образ нового героя в искусстве – пытливого ученого. О первооткрывателях просторов земных и небесных здесь напоминают и старинные географические карты, и приборы, благодаря которым они создаются (тоже старинные), из Государственного Исторического музея. Следующий раздел выставки посвящен теме пути в пейзажах. И здесь первая скрипка принадлежит, несомненно, шедевру «Аллея в Мидделхарнисе» голландца Мейндерта Хоббемы (ученика Якоба Ван Рейсдала) из Лондонской национальной галереи. Работы этого мастера ХVII века во многом предвосхищали пейзажную живопись следующего столетия. Природа в картине Хоббемы облагорожена человеком, послушна ему, и в то же время она еще находится в гармонии с ним и способна открыть ему новые горизонты. Прямо напротив работы голландца – «Владимирка» Левитана. Горизонты, которые открывает эта дорога, скорее пугают, чем манят. Впрочем, по Владимирке ходили не только арестанты, но и паломники. Вот и на выставке рядом с картиной Левитана – «Странник» Перова и «Пустынник» Нестерова как символы начала и конца пути духовных исканий на Руси. Дорога как тема человеческого труда представлена душераздирающими репинскими «Бурлаками, идущими вброд» и чуть более спокойными «Рыбаками в Ментоне» Жюля Бретона. Дальше речь заходит об индустриализации. «Дым окружной железной дороги» Луиджи Луара клубится еще вполне себе романтически, не вызывая мысли об экологических катастрофах; «Аэроплан над поездом» Натальи Гончаровой задумчиво-мечтателен. Впрочем, их высокую романтико-героическую ноту сильно снижает находящаяся в этом же разделе «Прогулка заключенных» Ван Гога. Глядишь на нее и задаешься вопросом – зачем управлять природой человеку, который не властен даже над самим собой? У выставки открытый конец и, в сущности, нет логического завершения. Если только не рассматривать таковым бронзовую статую Родена «Шагающий человек» – своеобразный символ всей экспозиции. Это фигура человека, которую автор умышленно сделал без головы, считая, что она отвлекла бы зрителя от темы движения. Куда так устремлен этот шагающий – неизвестно. Но ведь дорог перед ним, как и перед каждым живущим, много. И потому на распутье приходится оказываться не редко. А кто и какую дорогу на нем выберет – личное дело каждого. Выставка продлится до 27 января