«1814» - юные аристократы мужают рядом с маньяками

«1814» - юные аристократы мужают рядом с маньяками

Афиша

На фоне Пушкина Они затянуты в нарядные мундиры с алыми отворотами, то и дело переходят на французский и обитают в отдельных номерах, где чистоту поддерживают безропотные дядьки. В 1814 году самому старшему из них – 18, самому младшему – 14. Эти отвязные подростки, которые не прочь хлебнуть пунша, влюбиться, вызвать приятеля на дуэль и посетить барышень не самого тяжелого поведения, впоследствии составят славу и цвет русской поэзии и истории. Но пока еще об этом не догадываются – Александр Горчаков, Иван Пущин, Александр Пушкин, Константин Данзас, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. В Царскосельском лицее, где происходит действие, это обычные школяры, которых хлебом не корми дай поиздеваться над преподами, создать тайное общество или посетить сомнительное заведение. Продюсер проекта Александр Роднянский скромно называет этот фильм «культурным молодым кино». Но при этом в рекламе меньше всего светится отсылов к именам Пушкина или Дельвига. Потому что главное, на что делают ставку авторы, – это детективная интрига. Роднянский уверяет, что история маньяка реальная. Что действительно под Петербургом, в окрестностях Царского Села, погибали от рук неизвестного молодые женщины и ямщики. И что этого таинственного убийцу в народе прозвали царскосельским душегубцем. Так ли было или нет – уже не узнаем. Но, воссоздавая мир закрытой элитной школы при дворе императора Александра I, режиссер Андрес Пуустумаа снимает в реальных интерьерах Царского Села. Паркет, мрамор, коридоры, колонны, классы с кафедрами… Директор лицея Малиновский (Богдан Ступка) студентам вместо отца, внимателен и благожелателен. А наличие маленькой дочери у него, видимо для непонятливых, подчеркивает этот отцовский инстинкт. Да и остальные учителя (среди них так и светится «мент» Лыков) также благосклонны к будущей государственной элите. А сама эта элита, у которой пока еще немедийные лица (Степан Балакшин, Стас Белозеров, Александр Быковский, Сергей Друзьяк, Иван Макаревич-младший), тоже подключается к поискам преступника. А в перерывах строчит стихи, пьет пунш и изучает всякую химию-физику-философию. Именно на уроке химии отличится Обезьяна – так ласково кличут вертлявого брюнетика Пушкина (на самом деле Лотман писал, что звали поэта «смесью обезьяны с тигром»). Одним словом, все эти барчуки – в душе революционеры, чей круг узок и кто страшно далек от народа. Очень даже достойные и милые люди. Как, к примеру, граф Толстой (Федор Бондарчук, натянувший парик с задорным чубом – ему, собственно, и играть барство не пришлось, так все натурально вышло), большой ценитель крепостного театра и крепостных актрис. А вот вся обслуга вокруг них весьма подозрительна. Да и сыщик, которого вдумчиво изображает Марат Башаров, тоже явно чинов небольших, титулярный, небось, прости господи, советник. Впрочем, предсказуемость интриги (сценарий Дмитрия Миропольского) не самый большой грех этого культурно-патриотического проекта. И даже не то что гений стал фоном пушкинистского(!) триллера. И не то, что взрослые, неплохие актеры (даже, увы, Богдан Ступка), выглядят ряжеными на этом культурном празднике жизни. Так, не спасет нового директора Гуськова его косноязычие, а отставного солдата Гармаша блудливая ухмылка… Смущает странный зазор – между вольной стихией творчества, которой, казалось бы, пропитан воздух лицея, и трезвым расчетом авторов. И в памяти прошлогодней боевой подлодкой всплывает «Жара» с ее принципиальным варварством и дикими сборами (кстати, вышедшая в прокат в это же сакральное рождественское время). Ясно, что продюсерский профессионализм обязывает клонировать успех – но так уж до цинизма недалеко. Тем более когда в щенячьем задоре юных лицеистов разглядишь и кадетскую удаль (спасибо сериалу «Кадетство» на СТС), – испытаешь некоторое неловкое дежа вю. Лучший выход здесь, знаете ли, – хорошее шампанское и «Женитьба Фигаро». И никакого кино.

Google newsYandex newsYandex dzen