Камерный формат монументалиста

Культура

[b]Зураб Константинович Церетели открыл выставку своей графики последних (с 1998 года) лет – но не в залах академии художеств на Пречистенке, а в галерее «Дом», «художников-семидесятников» и эпоху собственно Павла Воиновича Нащокина, друга Пушкина.[/b]Здесь выставлялись фамильные портреты Шереметевых – и работы Эрнста Неизвестного, Олега Целкова, Михаила Шемякина, Дмитрия Краснопевцева, Михаила Шварцмана, Натальи Нестеровой. Теперь в эту компанию попал и президент Российской академии художеств.Выставка называется «Между Колумбом и Петром». Название придумали, чтобы получилось солидно и с полемическим задором. Потому что без оного воспринимать творчество Церетели ни у кого уже не получается, да и критикам скучно: скромные жанры «просто графики» с могучим обликом президента РАХ как-то не вяжутся.Вооружившись ориентирами (Петром и Колумбом), можно найти в графике Зураба Церетели намеки на его титанические скульптурные образы.Трехмерное пространство камня, мозаичность цветов – словом, скульптор и в графике скульптор, несмотря на то, что Церетели-художника принято от скульптора отделять. Художника, кстати сказать, почти все любят – за точно считывающуюся архаику, за напоминание о Пикассо и Шагале, а также за камерный, почти интимный формат.Графика Зураба Церетели – вполне героическая, только это героика «маленького человека»: колумбов и петров на листах сменили дворники с метлами, бабы с лопатами, любители водки со стаканами и музыканты со скрипками. Один из многократно варьирующихся сюжетов – молящийся: застывший коленопреклоненный человек со сложенными лодочкой ладонями. Кстати, скрипку или метлу руки его героев держат почти так же – с молитвенным трепетом.

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse