Диалог в разные стороны
[b]Выставку придумала ее директор Ирина Антонова ко дню своего рождения – но собственного «бенефиса» она устраивать не стала. Просто попросила ученых-искусствоведов представить наиболее яркий, на их взгляд, пример «диалогического контакта» («сравнительного прочтения» произведений искусства), проиллюстрировав его работами из фондов музея.[/b]Отдав свою идею на откуп непосредственным участникам проекта – будь то художники или искусствоведы – куратор (или инициатор) всегда рискует. Искусствоведы — люди творческие и толпой ходить не умеют. Вот и теперь пошли в разные стороны – на выставке представлены все возможные виды диалогов, не ограниченные ни эпохой, ни страной, ни художественным направлением. Возрождение, классическая Греция, Египет (представленный, в частности, туалетной ложечкой) и фовизм разговаривают здесь на равных.Выставка настоятельно рекомендуется широкой публике, которой наверняка понравится, например, сопоставление, сделанное Евсеем Ротенбергом: «Портрет пожилого мужчины.Египет, 2-я половина I века нашей эры» и «Брут» Микеланджело. Игры вроде «найдите десять отличий» тренируют наблюдательность. Публика специально подготовленная, естественно, скажет, что проекту не хватает глубины: сопоставления вроде «Пикассо – африканская скульптура» (Виталий Мишин) или «Сезанн – Пуссен» (Татьяна Прилуцкая) вполне хрестоматийны. Мишин, правда, объясняет простоту своей работы самоограничением – реальной исторической ситуацией: скульптуры и «Дружба» Пикассо жили в одном (щукинском) интерьере. К рисковым сопоставлениям можно отнести разве что «Эдгар Дега – Леонид Соломаткин» (Екатерина Алленова): русский предвестник символистов с несчастливой судьбой написал свою «Канатоходку» всего на десять лет раньше, чем знаменитый француз – свою «Танцовщицу», но, кроме эпохи создания и сюжета, ничего общего у них нет.Кстати, голубые танцовщицы Дега стали героями еще одного диалога – картин и реальной «балетной» фотографии (Елена Якимович).