Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Может ли современный человек не работать

Все остальные
Может ли современный человек не работать
Питер Брейгель Старший. «Страна лентяев» (Лейлеккеланд). 1567 год. Картина — острая сатира на праздность и лень, пустопорожние мечтания и инертность людей. К 60-м годам XVI века большинство населения Нидерландов было реформаторами (протестантами), относившими труд к числу наивысших добродетелей чело / Фото: картина Питера Брейгеля Старшего
Такая возможность у многих есть. Но стоит ли ложиться на диван? Этот вопрос обсудили эксперты в эфире телевидения "ВМ".

Что такое вообще работа? Согласно Библии, это наказание. Всевышний изгнал человека из рая со словами «В поте лица будешь добывать хлеб свой». А Фридрих Энгельс сказал, что труд — это благо, ибо он «сделал из обезьяны человека».

ТРУД КАК НЕОБХОДИМОСТЬ

— Я не считаю, что труд — это наказание. Скорее — необходимость, - считает научный сотрудник Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, кандидат психологических наук Светлана Тихомирова. — Если человек не трудится, то есть не напрягает ум, мышцы, душевные силы, волю, он деградирует как личность. Дело в том, что ни биология, ни психика человека быстро не меняются. Мы тысячелетиями — с самых древних времен — привыкали постоянно трудиться. Труд включает в нас практически все психические процессы. Если человек не работает, психика страдает.

Наталья Смирнова, независимый финансовый советник, финансовый эксперт, писатель, блогер, ведущая телепроектов, также считает, что труд нужен:

— Это не только деньги на жизнь, это еще и самореализация.

С другой стороны, в Москве немало людей, которые сдают бабушкины квартиры и могут в принципе вообще не работать. И при этом самореализоваться. Скажем, петь, писать картины или активно заниматься спортом, «лепя» идеальную фигуру.

— Все это досуг, и он, как правило, «для себя», для своего удовольствия, — возражает Светлана Тихомирова. — Но мы — существа социальные. Мы не можем реализоваться, не принося пользу обществу. И такую возможность нам предоставляет именно работа. Ведь работая, производя какой-то продукт или услугу, мы обеспечиваем чьи-то потребности!

ЧТО СЧИТАТЬ РАБОТОЙ

В ходе круглого стола возникла дискуссия: считать ли трудом то, за что платят деньги?

— Деньги и труд сочетаются не всегда. Русские писатели золотого ХIХ века, конечно, получали гонорары, но работали явно не для заработка, — считает Светлана Тихомирова. — Толстой писал «Войну и мир» точно не ради гонорара.

Сергей Поляков, руководитель Центра социально-политических исследований и программ, считает, что работу и хобби разделять нельзя.

— Есть люди, для которых работа и увлечение — одно и то же, — пояснил эксперт. — Взять тех же русских писателей, создававших гениальные произведения. Но, к сожалению, есть очень много людей, для которых их труд в тягость. Если человек вынужден ходить на нелюбимую работу, чтобы зарабатывать деньги, это несчастный человек. Это серьезнейшая социальная проблема, и решать ее нужно на уровне страны. Например, развивая систему профориентирования.

ГОРДИТЬСЯ ПРОФЕССИЕЙ

Наталья Смирнова внесла в дискуссию нотку прагматизма.

— С точки зрения финансиста, человек должен работать, чтобы зарабатывать. Ведь мы живем в мире денег. И если денег не хватает, то нет и удовольствия от жизни. Ведь человек просто не в состоянии заниматься тем, что ему нравится. Даже если это совсем невинное занятие вроде чтения книг на диване. Ведь нужно на что-то питаться, платить за квартиру и т. д. Но я соглашусь с мнением, что работа в идеале должна быть в кайф. Как говорил Конфуций, «если вы будете заниматься делом жизни, вы не будете работать ни дня». Я, например, могу спокойно, не проклиная жизнь, проснуться в четыре утра, чтобы поговорить по скайпу с клиентом из Петропавловска-Камчатского. Могу лечь в два ночи из-за разговора с Америкой. Если же человеку не так повезло и свою работу он не любит, то, я считаю, нужно либо искать себя и найти занятие, которое в удовольствие, либо на нелюбимой работе заработать капитал и выгодно его вложить.

Ну, скажем, купить пару квартир, сдавать их, жить на эти деньги и одновременно искать себя. Думаю, что «просто жить» и не искать ничего не получится. Иначе ты превратишься в овощ. Ну или в животное. Вот поел. Можно и поспать. Этим мой кот занимается. Но мы же не коты, мы люди!

Василий Воропаев, основатель сервисов для фриланса Rubrain.com и Free-lance.ru, считает, что все зависит от отношения к труду.

— Если вы работаете кем хотите, как хотите, да еще и получаете за это деньги, то это, конечно, плюс. Я уже довольно продолжительное время живу не в Москве и убедился: во многих развитых странах люди своей работой гордятся! Даже если человек работает парковщиком, он «выкладывается» на 100 процентов и всем с гордостью говорит: «Я парковщик. Я приношу людям пользу». Вот нормальное, здоровее и продуктивное отношение к труду.

ОТКУДА ТАКОЙ СКЕПСИС?

Между тем, как отметили участники круглого стола, в России отношение к труду несколько иное. «Работа не волк — в лес не убежит». «От работы кони дохнут». «Если хочешь поработать, ляг поспи и все пройдет». «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Практически все русские пословицы демонстрируют, как минимум, скептическое отношение к работе. В чем дело? Кандидат исторических наук Антон Ильичев считает, что все дело в особом историческом пути России.

— Еще 160 лет назад существовало крепостное право, и труд фактически был рабским. Причем рабским он был на протяжении многих веков. А какое отношение к труду может быть у крепостного, вынужденного работать на барина? Конечно, отрицательное. Труд он воспринимает как наказание. Именно во времена крепостного права и сложились подобные пословицы.

Как пояснил Антон Викторович, в советское время отношение к труду было двойственным.

— Официальная версия утверждала, что «труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства». Существовали соревнования стахановцев и прочих широко разрекламированных «ударников труда». Иными словами, официально труд был в большом почете, — рассказывает историк. — Но была и обратная сторона медали. Например, рабский, как во времена Рима, труд зэков, строивших Беломорканал, валивших лес, добывавших урановую руду и золото. То есть одновременно труд был и наказанием, бременем, адом, которого всеми силами старались избежать. Существовала пословица «В лагере губит не маленькая пайка, а большая». Потому что большую давали тем, кто работает на самых тяжелых работах, откуда часто выносили вперед ногами.

В более позднее советское время ценность труда еще больше нивелировалась.

— С одной стороны, существовала статья за тунеядство, человека буквально заставляли работать. А кому нравится, когда его заставляют? — рассуждает Антон Викторович. — С другой стороны, можно было где-то числиться и вообще не работать. Помните, как у Жванецкого? «Ты хорошо собираешь велосипед — тебе 120. Ты плохо собираешь велосипед — тебе 120. Ты вообще не собираешь велосипед — тебе 120». Возникал вопрос — а зачем вообще его собирать? Ну, мы не особо и собирали. Производительность труда в СССР была в несколько раз ниже, чем в развитых странах.

С приходом капитализма, как ни странно, ценность работы как общественного явления тоже не особо выросла.

— Стала все более популярна идея не честного заработка, а скоробогатства, — пояснил историк. — Кто у нас сегодня популярен? Миллиардер. Но ни один российский миллиардер своих денег, собственно, не заработал. Никто, как Форд или Джобс, не создал «с нуля» производства и не «раскрутил» свой бренд. Миллиардерами у нас стали те, кто что-то приватизировал: завод, пароход, скважину или целую отрасль. Поэтому «героев капиталистического труда» — как, например, Билл Гейтс, создавший «Майкрософт», у нас нет. Честным труженикам равняться просто не на кого. Поэтому, к сожалению, многие и мечтают любыми средствами «сделать» капитал, заставить его крутиться и жить, как миллиардеры, на эти доходы. И не работать.

Антон Викторович вспомнил и о наших религиозных традициях.

— В православии, как, кстати, и в католичестве, труд важен, но все-таки — не главное в жизни. Главное — это взаимоотношения с Богом, — пояснил историк. — А вот в протестантизме труд — основа основ. Принцип, грубо говоря, такой — работай в поте лица, и если Бог доволен количеством и качеством твоих усилий, то станешь богат. А это и есть счастье. Неудивительно, что наиболее экономически процветающие страны по большому счету протестантские: США, Великобритания, Норвегия, Швеция, Германия. Другой вопрос, хотим ли мы работать как протестанты, видим ли смысл жизни в загородном доме в ипотеку и трех машинах, как в США? Ментальность многих русских людей, как считает эксперт, выражена в сказке про Иванушку-дурачка. «По щучьему велению, по моему хотению, идите ведра в избу сами». Иными словами, мы хотим «халявы», чтобы все как-то крутилось само собой. А мы бы лежали на печи.

Что же получается? Наш национальный тип выражен скорее в образе Обломова, который противопоставлен немецкому Штольцу?

ВАЖНА ПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Георгий Федоров, руководитель Центра социальных и политических исследований «Аспект», член Общественной палаты, считает, что русские — не такие лентяи и «халявщики», как может показаться.

— Желание «халявы» на самом деле свойственно всем народам. Я был в США и отлично знаю, как у этой нации трудоголиков популярны всевозможные лотереи. Купи билет, выиграй миллион и живи на эти деньги. Победители лотерей — национальные герои. Тем не менее, по мнению эксперта, жить на миллион долларов и не работать — неважная идея.

— Нормальный человек хочет развиваться, расти. Ведь все мы живем в обществе, и этому обществу — чтобы быть человеком уважаемым — ты должен представить некий результат. Диплом, должность, звание. Одних денег, как правило, мало! А чтобы этого добиться, необходимо работать. Причем много и усердно.

Как пояснил Георгий Владимирович, обществу и государству нужно задуматься о том, как повысить престижность труда и отдельных профессий.

— Вспомните, в советские годы активно пропагандировались рабочие профессии. Если ты фрезеровщик, слесарь, шахтер, строитель, то ты — соль земли, ты гегемон. И ты не просто крутишь гайку, ты строишь самое справедливое и передовое в мире общество, — пояснил эксперт. — Иными словами, к работе «прикручивалась» идеология, которая позволяла человеку чувствовать свою общественную значимость, повышала самооценку и заставляла работать эффективнее. То же самое сейчас происходит в развитых странах. Ты устраиваешься в «Макдоналдс» мыть пол, а тебе говорят, что это первый шаг в карьере и ты большой молодец, потому что через пять лет можешь стать директором ресторана. Иными словами, любая, даже самая низкоквалифицированная работа становится поводом к саморазвитию.

В противном случае даже работая, человек будет не расти, а деградировать. Получается, дело не столько в работе, сколько в желании человека постоянно расти и развиваться.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Шевцов, заместитель председателя Банка России:

— Очень важно повышение производительности труда, внедрение роботов. Я уверен, что на горизонте 15 лет мы будем серьезно обсуждать вопрос, что пятница должна стать выходным днем. Потому что мы развиваем медицину, развивается производительность труда и возникает вопрос, а чем будут заняты все эти люди. Если будет три выходных дня, это открывает совершенно новые сектора, связанные с личным временем, с предоставлением услуг по личному времени. Сегодня уже около двух процентов населения кормит всех остальных, в будущем это будет гораздо меньше.

ЕСТЬ МНЕНИЯ

Двухчасовой рабочий день: быть может...

Колонка обозревателя "ВМ" Екатерины Рощиной 

По итогам выступлений на Петербургском экономическом форуме то и дело происходят информационные вбросы. То общество возбудилось в связи с обещанием Ольги Васильевой ввести по всей России обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Потом, правда, выдохнули: через пять лет (далее...)

Свободу мы пока не тянем...

Колонка обозревателя "ВМ" Никиты Миронова

Эка тебя разнесло... Я, конечно, ничего не сказал, но Серега по глазам понял. 

— Да, видишь, поправился. 104 килограмма. Доктор говорит, 35 кило лишних. Худеть надо, да? А как?

Я сижу с одноклассником в ресторане. Серега весело рассказывает, что не работает уже четвертый год. Но ездит, как я убедился, на джипе. Отдыхает за границей. Деньги есть, много. Еще лет на пять хватит (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.