Императорский булыжник
[b]Анна ГУСЯТНИКОВА: [i]«Знаю, что в древности улицы в Москве мостили деревянными бревнами. А потом – перешли на булыжник, потом на асфальт… А смена этих «уличных эпох» точно датирована учеными?»[/b][/i]Деревянные мостовые действительно самые древние в Москве. При археологических раскопках в центре города и сегодня находят фрагменты бревенчатых мостовых XIII–XIV веков.Но российским средневековьем существование деревянных мостовых не ограничивается. Их жизнь продолжалась до исторически «недавних» времен – до 1812 года, знаменитого пожара Москвы.А первые каменные мостовые датированы у нас 1692 годом, когда был издан царский указ, согласно которому мостить московские улицы были обязаны все жители России. Сбор дикого камня производился по всей земле русской: с вотчин дворцовых, боярских, архиерейских, монастырских и со всех дворов «служилого сословия». С первых десяти дворов брался один камень мерой в аршин, с другого десятка – в четверть, с третьего – два камня по пол-аршина. И с четвертого десятка дворов – мелкий камень мерой в квадратный аршин…Каждый приезжающий в столицу крестьянин обязан был сдать на «мостовые нужды» по три камня размером не менее гусиного яйца…Впрочем, были в нашем городе мостовые и из вполне экзотических материалов, например, из костей крупного рогатого скота.Но об этом как-нибудь в другой раз.