Выставка картин Тулуз-Лотрека в Третьяковке

Выставка картин Тулуз-Лотрека в Третьяковке

Культура

Главное событие текущего выставочного сезона Третьяковской галереи – выставка произведений знаменитого художника Анри де Тулуз-Лотрека (1864–1901). Она посвящена одной из сторон его творчества – графике – и открывает московской публике Лотрека как выдающегося литографа, ведущую фигуру в истории этого вида гравюры, мастера, определившего пути становления европейского плаката XX века.Произведения легендарного хроникера жизни монмартрской богемы уже выставлялись в Третьяковской галерее. Впервые его работа появилась в стенах музея еще в начале XX века. Произведение «Иветт Гильбер поет песенку «Linger, longer, loo» принадлежало собранию галереи с 1910 по 1925 год, куда поступило по завещанию одного из первых коллекционеров современного французского искусства в России Михаила Абрамовича Морозова.Выставка включает в себя 83 работы. Шаржированный карандашный автопортрет художника из собрания Леонарда Джанадды (Швейцария), выполненный на оборотной стороне афиши «Диван Жапоне»; этюд темперой на картоне «Дама у окна» любезно предоставил Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. И 81 произведение – из коллекции Жака Дусе (1853–1929), знаменитого парижского кутюрье, коллекционера, знатока гравюры и мецената.Дусе стремился собрать для своей библиотеки по искусству и археологии, ныне хранящейся в парижском Национальном институте истории искусства, наиболее полное наследие ведущих художников-графиков. Среди них насчитывается свыше 220 литографий Тулуз-Лотрека (из созданных художником 368). После кончины Дусе эта коллекция долгое время пребывала в забвении. Фонд Пьера Джанадды, осуществивший реставрацию, заново «открыл» это собрание и содействовал организации проекта в Москве.Художник был своим в среде богемы и маргиналов, хотя, родившись в фамильном замке в Альби, Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, сын графа Альфонса и графини Адели, должен был вращаться в высших слоях общества. Фатальные обстоятельства появления на свет от супругов-кузенов и травмы сделали его инвалидом и лишили возможности вести образ жизни, предназначенный ему от рождения. Уже в отрочестве отдушиной для Лотрекастали занятия рисунком и живописью. Его отец и дядя, художники-любители, способствовали увлечению Анри, предоставили возможность брать уроки у художника-анималиста Рене Пренсто, который поддержал Лотрека и дал рекомендации для последующего обучения в студии портретиста Л. Бонна. С 1882 года Лотрек посещал мастерскую академического живописца Ф. Кормона, где познакомился с Ван Гогом. В эти годы он ненадолго увлекся импрессионизмом, приятельствовал с художниками постимпрессионистами, с Полем Гогеном. В 1884 году Лотрек обосновался на Монмартре, в доме по соседству с мастерской Эдгара Дега, чьи работы оказали значительное влияние на молодого живописца.С конца 1880-х годов Лотрек – завсегдатай кабаре, баров, цирков, кафешантанов, театров, публичных домов – создавал антологию ночной жизни Монмартра, запечатлевая ее главных действующих лиц – певцов, танцовщиц, антрепренеров. Он внимательно исследовал эту жизнь и как участник, и как сторонний наблюдатель. Друг и издатель Лотрека Таде Натансон сравнивал его с ловчей птицей: «Лотрек все время наблюдает, его лапка готова тут же выхватить нужное – выразительные жесты, позы, силуэты, создавая тем самым характерные и острые образы».Творения Тулуз-Лотрека, чье творчество мало представлено в российских собраниях, неизменно вызывают интерес у отечественной публики. Однако то, что мы видим в трех залах Третьяковской галереи, – это всего лишь четвертая часть от литографического наследия художника. Российским искусствоведам хотелось отобрать именно те произведения, которые бы дополняли и расширяли наше представление о Тулузе-Лотреке. Думаю, нет человека, который бы не видел плакатов «Мулен Руж», но немногим знакомо «Приглашение на чашку молока», которое художник сделал для своих друзей весьма скромным тиражом, его бытовое значение – именно приглашение на новоселье. На «Приглашении…» Тулуз-Лотрек изобразил себя в образе пастуха, а рядом – замечательную, иронично настроенную корову, которая, должно быть, недоумевает, при чем здесь она, ведь художник в своей жизни не являлся истовым поклонником молока.Выставка будет работать до 4 мая по адресу: Лаврушинский переулок, 12. Причем из-за предстоящей реставрации Библиотеки национального института истории искусств, эти произведения не будут доступны зрителям в следующие четыре года. Даже во Франции.

Google newsGoogle newsGoogle news