Умерла Идеальная Жизель - Наталья Бессмертнова

Общество

Когда Большой театр приехал впервые на гастроли в Лондон и англичане замерли от восторга, увидев Уланову в роли Джульетты, юная Наталья Бессмертнова танцевала подругу Джульетты.Роль крошечная, но маститый английский критик Клемент Крисп написал тогда: «Вся труппа танцевала превосходно, и было бы несправедливо выделять какого-нибудь одного исполнителя, и все же... все же есть танцовщица, которая выделяется в любом балете, где она появляется. В первый вечер гастролей стало ясно, что среди трех лебедей есть исполнительница уникального дарования, и в течение всех гастролей наши глаза были прикованы к хрупкой Наталье Бессмертновой, поражающей своей необычайной грацией».Сразу разглядела юную коллегу себе на смену и Галина Уланова: «Она всегда обращает на себя внимание, даже если стоит в одной из линий кордебалета. Помню, как на каком-то спектакле «Жизели», взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от нее глаз – так искренне, непосредственно «жила» она в «толпе», так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели».Совсем скоро Бессмертнова сама станет практически идеальной Жизелью. Романтическая внешность, огромные глаза, драматический дар, нереально тонкие и длинные кисти рук, «длящие» ее полет, заставляли коллег и критиков находить сравнения в других эпохах и шедеврах прошлого, точно современный язык оказался беден для адекватных сравнений.«Бессмертнова – как шопеновский мотив, случайно ворвавшийся в трансляцию футбольного матча. Вот балерина, пришедшая из видений Гейне или сошедшая с картин Дега, может быть, Пикассо, раннего, голубого периода... Темноокая врубелевская царевна. По стилю, по облику виллиса – Бессмертнова – оживший образ «далекой возлюбленной», «призрак невозвратимых дней», тревожащий нас в стихах Пушкина, Гейне, в песнях Бетховена и Шумана, в романсах Чайковского... В улыбке Бессмертновой, в ее полетах есть та печальная просветленность, которая нас потрясает в трагических стихах Пушкина и в финалах фильмов Феллини», – писал о ней патриарх балетоведения Вадим Гаевский.Впрочем, ей оказалось мало беспроигрышного для нее романтического репертуара. Наталья Бессмертнова прожила в балете счастливую жизнь. Жена и муза главного балетмейстера Советского Союза Юрия Григоровича, она станцевала огромное количество партий, сильно раздвинув границы короткого балетного века. В ее огромном репертуаре были Лейли в балете Голейзовского «Лейли и Меджнун», Мария в «Бахчисарайском фонтане» Захарова, «Видение розы» Фокина и, наконец, ведущие роли в лучших балетах Григоровича – «Легенда о любви», «Лебединое», «Раймонда», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Золотой век» и других. Вместе с мужем Наталья Игоревна ушла из Большого театра – теперь навсегда.

Google newsYandex newsYandex dzen
Вопрос дня
Кому поставить памятник на Лубянской площади в Москве?