Рельсы на небеса
[b]Домодедовский электропоезд 6616 доставил меня на Павелецкий вокзал с 20-минутным опозданием. Там уже началась презентация скоростной транспортной системы Павелецкий вокзал — аэропорт «Домодедово».[/b]— Войдя в этот зал уже первого августа, авиапассажиры смогут зарегистрироваться и сдать багаж авиаперевозчику, — вещал заместитель начальника Московской железной дороги Сергей Козырев. — В углу, — Сергей Витальевич указал на огромную лужу на полу, — расположатся авиакассы, а здесь, — он кивнул на крушащих отбойными молотками бетон рабочих,— стойки регистрации. Поезда в аэропорт мы планируем отправлять каждый час — с 6.00 до 23.00.— Смысл новшества — в облегчении жизни авиапассажирам, — подхватил директор аэропортового комплекса «Домодедово» Сергей Рудаков. — Человеку не нужно будет приезжать к нам за два-три часа. Пройдя регистрацию на Павелецком за полтора часа до вылета, он садится в поезд-экспресс и за 43 минуты — на полчаса быстрее, чем сейчас, — приезжает в аэропорт. Пятидесятирублевая цена билета на электропоезд входит в стоимость посадочного талона, который пассажир приобретает при регистрации. В Европе этот вид услуг начал формироваться 5 лет назад, так что мы практически не отстаем от мирового уровня.Сергей Васильевич, возможно, не знает, что не только в Европе, но и в Азии подобные поезда-экспрессы медленнее 200 км/ч не ходят (скорость нашего «концептуального» электропоезда предполагается 140 км/ч). Но если уж быть до конца честным, то надо вспомнить предысторию этого громкого проекта.Несколько последних лет с расписанием электричек, следующих в аэропорт «Домодедово», творится форменный кавардак. Не так давно железная дорога уже пыталась зарабатывать на авиапассажирах и пустила шестивагонные составы, не делавшие ни единой остановки на всем пути следования. Позднее, правда, пару остановок в самых крупных пересадочных пунктах добавили, но даже после этого электрички заполнялись от силы десятком-другим пассажиров. Зато обычные, классические, электропоезда Москва—аэропорт со многими остановками из расписания исчезли. Благодаря чему и на Павелецком, и возле аэровокзала махровым цветом расцвел частный извоз по грабительским ценам.И вот новое начинание. Конечно, это удобно: зарегистрироваться в центре Москвы в день вылета, сдать багаж и отправиться гулять по столице.Но все ли земные дела успела выполнить Московская железная дорога, прежде чем столь нетерпеливо устремиться на небеса? В наших старых добрых электропоездах ЭР-2 вымыты окна? Все двери плавно открываются и закрываются, не заставляя незадачливых пассажиров на остановках сломя голову нестись в соседний вагон? Металлические пороги в тамбурах не «играют», будучи затянуты крепко, как положено? Руководство Московской железной дороги рапортует очередному министру об успехах, а дачники на платформах по-прежнему чертыхаются.Полтора последних года в утренние часы практически ни одна электричка Павелецкого направления не ушла в Москву вовремя! Даже не берусь спрогнозировать выражения, которыми традиционные пассажиры прокомментируют первый рейс скоростного «концептуального» поезда.Железнодорожники любят апеллировать к убыточности пригородных пассажирских перевозок, справедливо возмущаясь несознательными «зайцами», нарушающими своими бесплатными поездками закон.Но когда Мещанский суд обязал их демонтировать вокзальные турникеты на выход, из законного это решение превратилось в «спорное и сомнительное». И в самом деле: если эти нахлебники полчаса опаздывающую электричку ждут, могут лишние четверть часа и в турникете перед выходом в город потолкаться! Мы и так их почти бесплатно возим… По словам Сергея Козырева, на подготовку своего хозяйства к запуску аэроэкспресса в «Домодедово» Московская железная дорога потратила полмиллиарда долларов. Никто не спорит: новая железнодорожная станция в аэропорту, дебаркадеры над платформами, реконструированные пути и выкрашенные опоры контактной подвески — все это хорошие и нужные дела. Но почему хозяйство улучшается, а электрички с каждым месяцем ходят все хуже? Я часто сажусь и выхожу на станции Ленинская.Последнее время машинисты взяли моду проезжать мимо платформы на полдлины состава вперед. Знаете, что я услышал от начальника депо Сергея Заковыркина, когда поинтересовался причиной столь странного обычая? «У нас очень много молодых машинистов, и им не хватает опыта вовремя затормозить…» Но самый слабый элемент новинки — путь. Тот самый, капитально переустроенный.Достаточно беглого взгляда на стандартный экземпляр расписания, чтобы убедиться: очень часто экспрессы, подъезжая к аэропорту, будут следовать в хвосте обычной электрички, которую пассажирам в количестве 9 пар поездов в сутки милостиво оставляют. Иначе график движения составить просто невозможно: на последнем перегоне стальной путь тут — единственный. И кто же возьмется утверждать, что «старые клячи» ни разу не выбьются из расписания? А в хвосте — прошедшие регистрацию пассажиры в экспрессе… То-то авиакомпании разорятся на компенсациях! При убыточности пассажирских перевозок дорога находит полмиллиарда на проект с неочевидной выгодой. И не находит средств, чтобы обучить нормальных машинистов. Наверное, так теперь железнодорожники понимают удобство.Только вот кому оно удобно?