- Выключить коронавирус

Джуна – генерал ассирийцев

Сергей Собянин посетил резервный госпиталь для лечения COVID-19 на Каширском шоссе

Интерактивную карту с расписанием прогулок для москвичей опубликуют 29 мая

Проведена десятая масштабная дезинфекция в Москве

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

Климатологи предупредили о температурных аномалиях летом в России

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Путин подписал указ о награждении столичного спасателя медалью «За отвагу на пожаре»

Кинолог назвал породы собак, способных определять коронавирус

Врач предупредил о скрытой угрозе заражения COVID в ТЦ и салонах красоты

Цискаридзе предрек катастрофу театральному искусству в России

Тесты на наличие антител к COVID-19 бесплатно будут проводить 30 поликлиник

Гнев и недовольство: эксперты по мимике объяснили жест Путина с ручкой

Финансист рассказал, как накопить и куда вложить деньги в кризис

Подмосковный фермер рассказал, как правильно выбирать клубнику

«Не готовы к созерцанию молодого тела»: Онищенко о медсестре в бикини

Джуна – генерал ассирийцев

Свою церковь они построили только в 1989 году

[b]Что мы знаем об ассирийцах? Школьники, изучающие историю Древнего мира, вспомнят о Великой Ассирии, существовавшей до 605 г. до н. э.[/b] Люди старшего поколения припомнят будки чистильщиков обуви, когда-то стоявшие почти на всех московских улицах. Больше, пожалуй, среднестатистический москвич не знает об этом народе ничего. В Российской империи ассирийцы впервые появились в 20-х годах XIX века, после Русско-Персидской войны. Вернее, сначала союзники русской армии были вынуждены покинуть насиженные места и переселиться в Армению, где возникло несколько ассирийских селений, существующих до сих пор. Но в результате геноцида, развязанного турками-османами против христианских народов во время Первой мировой войны, ассирийцы бежали в Россию. Около 30 тысяч беженцев прибыли в нашу страну. В столице ассирийцы стали селиться с 1918 года, и через пару лет здесь проживало уже около 3000 человек. Обосновались они вначале в Охотном Ряду, но затем перебрались в другие районы города. Селились потом на Сретенке, 1-й Мещанской (проспект Мира), Замоскворечье, Таганке, Пресне, в Марьиной Роще. К середине 1920-х годов формирование московской общины в целом было закончено. Люди, до этого жившие в основном в горах и занимавшиеся сельским хозяйством, в среде которых были еще сильны родоплеменные отношения, попали в огромный город, не зная русского языка, не владея навыками (не говоря уж о профессиях) городской жизни. Единственное, что их роднило с россиянами, — вероисповедание. Большая часть ассирийцев принадлежала к несторианской ветви христианства, меньшая часть была привержена ассиро-халдейской церкви. Причем все без исключения беженцы были очень набожны. Но и здесь им не повезло. Ехали к братьям-христианам, а попали в атеистическое государство, к воинствующим безбожникам. Несторианское духовенство позже пострадало не меньше своих православных коллег. Открывать свои приходы им, естественно, не позволяли, поэтому паства молилась в православных храмах, что со временем привело к стиранию разницы между православием и несторианством. Оказавшись в сложном положении, эмигранты, чтобы заработать на хлеб и воду, были вынуждены заняться чисткой обуви, хотя и считали эту работу временной, надеясь вскоре вернуться домой. Многие стыдились своего занятия и часто выдавали себя за армян, на которых были похожи внешне. Места чистки обуви выбирались стихийно, вблизи от мест проживания. И все же ассирийцы довольно быстро приспособились к местным условиям. Не последнюю роль в этом сыграл Всероссийский союз ассирийцев, зарегистрированный 21 октября 1924 года под названием «Хад-Атур» (с 1928 года «Хаядта»), который много сделал для того, чтобы помочь эмигрантам вжиться в новую для них среду. Первым делом руководители союза заключили с Москомуннхозом договоры на аренду мест под чистку обуви; начали проводить экскурсии на различные предприятия, стараясь заинтересовать своих соплеменников новыми профессиями. Одним из направлений работы союза стала ликвидация безграмотности. К 1926 году в Москве были открыты три пункта, в которых занимались свыше 100 человек. Появились ассирийские школы, на Сретенском бульваре открылся Центральный клуб ассирийцев, в котором работали 8 кружков: общеобразовательный, ликбез, драматический, военный и так далее. К концу 1920-х годов среди ассирийцев появились промышленные рабочие, большая часть которых работала в электромеханических мастерских в Вешняках. Более 60 женщин были приняты на фабрики. Сейчас, по утверждению председателя правления Ассирийской национально-культурной автономии г-на Битхамова, среди ассирийцев есть «и генералы, и ученые, и академики». Сразу на ум приходит хорошо известная всем Евгения Давиташвили (Джуна), сочетающая в одном лице все эти ипостаси. Как бы то ни было, ассирийцы сохранили свою самобытность. Работают общественные организации. Выходит «Ассирийская газета» (правда, на русском языке), ведет радиопередачи «Кала Атурая» («Ассирийский голос»). В 1998 году в Москве открыта церковь… По переписи 1989 года, в столице насчитывалось 3196 ассирийцев, сейчас их численность определяют примерно в 10 тысяч человек.

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

71 251 +3793 (за сутки)

Выздоровели

173 497 +2054 (за сутки)

Выявлено

2330 +76 (за сутки)

Умерли

Алиса Янина

Почему мы не верим в COVID

Камран Гасанов

Турция прибирает к рукам Ливию: чем ответит Путин

Илья Переседов

Домашняя еда — это рабство, насилие и контроль

Александр Сергеев, президент РАН

За что природа мстит человечеству

Дарья Завгородняя

Самое время рискнуть

Екатерина Рощина

Оставьте сирень городу

Алексей Коренев, финансист

Стоит ли покупать валюту

Идущие по следу Создателя: совершенный мир нуждается в постоянном совершенствовании

Аттестат без ЕГЭ

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

27 мая – День библиотекаря и борьбы с рассеянным склерозом