Джуна – генерал ассирийцев

Джуна – генерал ассирийцев

Общество

[b]Что мы знаем об ассирийцах? Школьники, изучающие историю Древнего мира, вспомнят о Великой Ассирии, существовавшей до 605 г. до н. э.[/b]Люди старшего поколения припомнят будки чистильщиков обуви, когда-то стоявшие почти на всех московских улицах. Больше, пожалуй, среднестатистический москвич не знает об этом народе ничего.В Российской империи ассирийцы впервые появились в 20-х годах XIX века, после Русско-Персидской войны. Вернее, сначала союзники русской армии были вынуждены покинуть насиженные места и переселиться в Армению, где возникло несколько ассирийских селений, существующих до сих пор. Но в результате геноцида, развязанного турками-османами против христианских народов во время Первой мировой войны, ассирийцы бежали в Россию. Около 30 тысяч беженцев прибыли в нашу страну.В столице ассирийцы стали селиться с 1918 года, и через пару лет здесь проживало уже около 3000 человек. Обосновались они вначале в Охотном Ряду, но затем перебрались в другие районы города. Селились потом на Сретенке, 1-й Мещанской (проспект Мира), Замоскворечье, Таганке, Пресне, в Марьиной Роще. К середине 1920-х годов формирование московской общины в целом было закончено.Люди, до этого жившие в основном в горах и занимавшиеся сельским хозяйством, в среде которых были еще сильны родоплеменные отношения, попали в огромный город, не зная русского языка, не владея навыками (не говоря уж о профессиях) городской жизни. Единственное, что их роднило с россиянами, — вероисповедание. Большая часть ассирийцев принадлежала к несторианской ветви христианства, меньшая часть была привержена ассиро-халдейской церкви. Причем все без исключения беженцы были очень набожны.Но и здесь им не повезло. Ехали к братьям-христианам, а попали в атеистическое государство, к воинствующим безбожникам. Несторианское духовенство позже пострадало не меньше своих православных коллег. Открывать свои приходы им, естественно, не позволяли, поэтому паства молилась в православных храмах, что со временем привело к стиранию разницы между православием и несторианством.Оказавшись в сложном положении, эмигранты, чтобы заработать на хлеб и воду, были вынуждены заняться чисткой обуви, хотя и считали эту работу временной, надеясь вскоре вернуться домой. Многие стыдились своего занятия и часто выдавали себя за армян, на которых были похожи внешне. Места чистки обуви выбирались стихийно, вблизи от мест проживания.И все же ассирийцы довольно быстро приспособились к местным условиям. Не последнюю роль в этом сыграл Всероссийский союз ассирийцев, зарегистрированный 21 октября 1924 года под названием «Хад-Атур» (с 1928 года «Хаядта»), который много сделал для того, чтобы помочь эмигрантам вжиться в новую для них среду.Первым делом руководители союза заключили с Москомуннхозом договоры на аренду мест под чистку обуви; начали проводить экскурсии на различные предприятия, стараясь заинтересовать своих соплеменников новыми профессиями. Одним из направлений работы союза стала ликвидация безграмотности. К 1926 году в Москве были открыты три пункта, в которых занимались свыше 100 человек. Появились ассирийские школы, на Сретенском бульваре открылся Центральный клуб ассирийцев, в котором работали 8 кружков: общеобразовательный, ликбез, драматический, военный и так далее. К концу 1920-х годов среди ассирийцев появились промышленные рабочие, большая часть которых работала в электромеханических мастерских в Вешняках. Более 60 женщин были приняты на фабрики.Сейчас, по утверждению председателя правления Ассирийской национально-культурной автономии г-на Битхамова, среди ассирийцев есть «и генералы, и ученые, и академики». Сразу на ум приходит хорошо известная всем Евгения Давиташвили (Джуна), сочетающая в одном лице все эти ипостаси.Как бы то ни было, ассирийцы сохранили свою самобытность. Работают общественные организации. Выходит «Ассирийская газета» (правда, на русском языке), ведет радиопередачи «Кала Атурая» («Ассирийский голос»). В 1998 году в Москве открыта церковь…По переписи 1989 года, в столице насчитывалось 3196 ассирийцев, сейчас их численность определяют примерно в 10 тысяч человек.

Google newsYandex newsYandex dzen